«И остался Яаков один, и сражался с ним человек до восхода» (32:25).

На первый взгляд, нужно понять: почему ангел сражался именно против нашего праотца Яакова, а не против Авраама или Ицхака? Несмотря на то, что мы говорим об ангеле-покровителе Эсава, все же Эсав родился еще при жизни Авраама, и этот ангел мог бы вступить с ним в бой. Или же он мог напасть на Ицхака, который, несомненно, прожил еще немало лет после этого. Почему же свои силы он направил именно на войну с Яаковом?

Ответ мы узнаем из следующей истории, хорошо известной среди литовских евреев. В ешиве рава Хаима в Воложине было трое учеников, которые отличались особыми выдающимися достоинствами. У одного из них была важная родословная – он происходил из семьи известных раввинов; второй обладал чудесными личными качествами; третий же располагал острым умом и талантами, а кроме того – был несравненно усерден в изучении Торы.

Спустя какое-то время эти трое учеников оказались захвачены духом «просвещения», идущего из Берлина, которое в ту пору сильно опустошало «виноградник дома Израилева». Они покинули ешиву и скатились в чужую культуру. Трудно представить и описать страдания рава Хаима из-за того, что случилось с этими тремя дорогими для него учениками. Его душа отказывалась утешиться, и слезы его из-за них лились, как из ведра. Однако в одну из ночей Виленский Гаон, учитель рава Хаима, явился ему во сне и сказал следующее: «Знай же, что меч просвещения еще погубит многих хороших людей, и заслуги отцов не спасут тех, кто падет в ловушку неверия. Ведь весь народ Израиля ведет свою родословную от святых праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Хорошие личные качества тоже не дают гарантий спасения и не послужат щитом перед карой, так как они встречаются не только у евреев. Но в одном могу тебя заверить однозначно: заслуга Торы будет защищать тех, кто трудился у ее дверей! Каждый, кто хоть раз вкусил ее сладость, изучая Тору во имя ее, – для того эта заслуга непременно сработает, чтобы спасти его от падения в яму погибели!»

Сохранившееся здание Воложинской ешивы

Прошло несколько лет, и рав Хаим решил расследовать и разузнать, что стало с теми тремя учениками. Выяснилось, что парень из знатного раввинского рода полностью забыл о своих предках и смешался с неевреями. Тот, что с хорошими качествами, отдался изучению философии. В итоге его разум запутался, и он перешел в другую религию. Третий же, бывший наиболее усердный в Торе, поступил в университет и восходил все выше по ступеням наук, достиг высот в учебе. Его назначили профессором в государственном университете. Как правило, эта должность требовала от занимавшего ее перейти в религию этой страны, но на данный момент бывшему ученику ешивы удалось от этого уклониться.

Впрочем, не прошло много времени, как тот ученик постучал среди ночи в дверь к своему бывшему учителю. Он рассказал, что в конце концов наступает момент, когда ему придется отказаться от иудаизма. Однако он попросил дать ему отсрочку в три дня прежде, чем он это сделает. За это время он собрал свои немногочисленные вещи, сбежал из города и направился в сторону страны Израиля, по пути заглянув в Воложин, чтобы повидать рава.

Рав Хаим обнял ученика, а затем спросил: «Скажи мне, сын мой: что же спасло тебя от греха?»

Ученик рассказал: «Это было в те три дня, которые мне дали, чтобы сменить религию. Когда я посреди ночи проходил по городской площади мимо еврейского дома, оттуда раздавался голос человека, изучавшего Тору с напевом, который пленил мое сердце. Я, словно вкопанный, застыл на месте и не мог оторваться от прекрасного напева. Он показался мне скорбным плачем, который Тора издает от того, что я оставил ее и ушел копать пустые ямы. В тот момент во мне пробудились помыслы о раскаянии, и в сердце моем созрело решение: ни за что не оставлю религию моих предков, и будь что будет! И вот я здесь…»

Из этой истории мы можем выучить, что самое главное достоинство народа Израиля, от которого зависит само его существование – это изучение Торы. Только заслуга Торы способна гарантировать продолжение нашего народа!

Война злого начала против Торы
Рав Эльханан Васерман

Согласно этой идее рав Элханан Васерман объясняет, почему ангел Эсава решил воевать именно с Яаковом. Ведь известно, что качеством нашего праотца Авраама является Милосердие (Хесед), а у Ицхака – Сила (Гвура), тогда как Яаков – это столп Торы. Ангел Эсава понял, что заслуги Авраама не дают евреям гарантий продолжения существования, поскольку милосердие встречается и у других народов. Сила и мужество тоже не являются исключительным достоянием евреев – такие качества есть и у других. Говорят, что Ишмаэль – это «милосердие нечистоты», а Эсав – «мужество нечистоты». В отличие от этого заслуги Яакова, заслуги Торы – это гарантия существования народа Израиля. Против них-то ангел Эсава и решил развязать войну! Тора принадлежит только Израилю, и это единственное лекарство против злого начала, против «глупого и старого царя». Ангел Эсава понял, что если ему удастся сломить столп Торы, нашего праотца Яакова, он победит всю общину Израиля. Вот почему «сражался с ним человек», но в итоге «увидел, что не может одолеть его»!

Запись Война злого начала против Торы впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+