Как иудаизм относится к богатству?

В нашей традиции есть такой высокий критерий в оценке человека, как цельность – это то, к чему каждый должен стремиться. Истинная цельность не ограничивается полноценностью духа, в идеале полноценными должны быть дух, тело человека и даже его имущество, поскольку, согласно Торе, имущество является как бы частью самого человека.

Кроме того, богатство дает нам возможность легче и эффективней исполнять волю Творца (другое дело, что не все этой возможностью пользуются). А бедняка мудрецы сравнивают с мертвым (Недарим, 64б) – он живет в стесненных обстоятельствах и у него нет возможности действовать свободно и широко.

То, что богатство придает человеку особое достоинство, мы видим, например, из того, что первосвященником мог стать только богатый человек (Йома, 18а). Почти все благословения, которыми Творец благословляет народ Израиля, когда тот прислушивается к Его голосу, подразумевают материальное изобилие.

По словам наших мудрецов, богатство – один из трех самых чудесных подарков Творца человечеству (Бемидбар Раба, на гл. Матот, 22:7). Два других – упорство в достижении цели и мудрость.

Опасность богатства

Все, сказанное выше, верно при условии, что человек правильно относится к богатству и пользуется им, как надлежит. Если же он делает это неправильно, богатство оборачивается для него злом. Так сказал мудрейший из людей (Коэлет, 5:12): «Тяжкий недуг видел я под солнцем – богатство, хранимое на беду своему владельцу»!

Приведем примеры, когда богатство человеку во зло.

Гордыня

Из-за богатства человек может возгордиться, что приведет его в конечном итоге к падению, как это было с Корахом, который, как рассказывают наши мудрецы, был одним из самых богатых людей в мире. Гордыня и большие претензии привели Кораха к тому, что он стал высмеивать законы Всевышнего и, пользуясь доверием людей, привел их к восстанию против Моше. Как мы знаем, это закончилось тем, что вместе со своими единомышленниками он живым сошел в ад и с той поры свидетельствует оттуда, что Моше и его Тора истинны.

Увечья

Позарившись на богатство человека, его могут ранить, покалечить, убить. И так это было с Навотом Изриэли, сад которого решил заполучить царь Ахав. В конце концов Навот был убит (см. Млахим 1:21).

Зависть

Деньги и почет богатого человека могут возбуждать зависть других людей, так что они будут стараться сжить его со света.

Дерзость

Богатый нередко разговаривает дерзко с окружающими, как сказано (Мишлей, 18:23): «…и богатый будет отвечать с дерзостью». Такой человек, конечно же, не любим, а зачастую ненавидим окружающими.

Тревоги

Стремясь умножить свое богатство, приобрести имущество, человек может жить в постоянных тревогах, не наслаждаясь ничем из всего, что у него есть. И так сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 2:7): «Тот, кто увеличивает свое имущество, увеличивает тревогу».

Недостаток времени на самосовершенствование

В погоне за богатством у человека не остается времени на изучение Торы, нередко он пренебрегает работой над собой. И об этом сказали наши мудрецы, что истинное знание Торы не у купцов и не у торговцев. И еще они сказали: «За бизнесом не забывай Тору».

Невозможность получить истинное наслаждение

Если человек весьма богат и может с легкостью достичь практически всего, что пожелает, это может привести его к пресыщению. Ему становится трудно получить истинное наслаждение, которое можно получить от того, чего прежде не хватало. (Отсюда полезно самоограничение, которое помогает сохранить вкус к жизни при любом уровне богатства.).

Забыть о Творце

Поскольку богатый человек не чувствует ни в чем недостатка, он может забыть о Творце. Опасаясь этого, царь Шломо сказал в Мишлей (Притчи): «Дабы я не пресытился и не стал отрицать (существование Творца) и не сказал бы: “Кто Бог?”» (30:9).

Как избежать опасности из-за богатства?

Вот что советуют наши мудрецы, чтобы избежать опасности, связанной с богатством.

1.  Помнить, Кто дал богатство

Человеку прежде всего следует помнить: все, что у него есть – это от Бога. И надо постоянно благодарить Творца за имеющееся, а не изыскивать недостатки в том, что Он дал, и не предъявлять по поводу этого претензии. Об этом говорит нам Моше в книге Дварим (8:18): «Помни Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство». Слова «дает тебе силу приобретать богатство» Ункелос комментирует: «Всевышний научил тебя, как приобретать богатство».

И еще сказано в Дварим (8:10): «И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Бога твоего, Всесильного твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе».

2. Цдака

Человека, который регулярно выполняет заповедь о цдаке и не скупится на нее, эта мицва оберегает от всевозможных опасностей, которые бывают из-за богатства.

3. Организация бизнеса

Надо стараться организовать свой бизнес таким образом, чтобы не жить в постоянной тревоге. Стоит назначить помощников, контролирующих различные сферы бизнеса и работников, которые будут этим бизнесом заниматься. В Талмуде (Шабат, 25б) приводится в пример человек, богатство которого ему не во вред. Это «тот, у кого есть сто виноградников и сто полей, и сто рабов, их обрабатывающих».

У такого человека появляется время для изучения Торы и самосовершенствования.

Талмуд рассказывает, что великий знаток Торы, живший в эпоху Второго Храма (он даже удостоился исполнять некоторое обязанности первосвященника в Храме), рабби Элазар бен Харсом, получил в наследство от отца несметное богатство. Он владел сотнями поселений, и сотни кораблей перевозили его товары. Раби Элазар понимал, что управление таким несметным богатством потребует всех его усилий и времени, а он любил Тору и не хотел отвлекаться от нее ни на минуту. Тогда он нанял управляющих и смотрителей, которые вели его дела, а сам, с кувшином муки и бутылкой воды, ходил из города в город и искал знатоков Торы, которые обучили бы его своим хидушим – тем нюансам Алахи, которые они удостоились открыть.

Ценить то, что есть

Необходимо научиться ценить то, что у нас есть. И так сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4:1): «Кто (воистину) богат? Тот, кто рад своему наделу». Человеку стоит представить себе, что было бы, если бы у него не было того, что он имеет, и как бы ему этого не хватало.

Кто воистину богат?

Ту же самую цитату из Пиркей Авот: «Кто (воистину) богат? Тот, кто рад своему наделу», – Маараль поясняет: истинное богатство – это не материальное положение, а черта характера. Даже самый бедный человек, если он рад тому, что у него есть, воистину богат. А тот, кто не способен наслаждаться имеющимся у него, поистине бедный человек, несмотря на то, что у него много имущества.

Как удостоиться богатства?

Наши мудрецы говорят (Нида, 70 б), что, для того чтобы удостоиться богатсва, необходимы 3 основные вещи – молиться Тому, в чьих руках богатство, усердно заниматься бизнесом и вести дела честно и с верой.

Еще сказали наши мудрецы (Шабат, 119а): «Дай (на цдаку) десятину из твоей прибыли, чтобы ты стал богатым». Еще они сказали: «цдака – это как соль для богатства». То есть подобно тому, как соль препятствует тому, чтобы продукты испортились, так цдака хранит имущество от убытков.

Дополнительные советы, как удостоиться богатства, читайте тут.

Запись Все о богатстве. Взгляд иудаизма впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+