«И оставил одежду свою в ее руке, и выбежал вон».

Берешит (39:12)

Рав Галински задавал вопрос: кто объяснит мне смысл просьбы, с которой мы обращаемся к Всевышнему: «да будет Воля Твоя, чтобы не грешил я более»? Это подобно тому, как наставник беседует с учеником, и говорит ему, что так больше продолжаться не может. Молиться – одна из главных обязанностей в ешиве, и ученик должен соблюдать установленный распорядок дня. Вовремя ложиться спать и вовремя вставать, на молитву приходить в назначенное время. А если он не может, пусть ищет другую ешиву. Ученик слушает, а наставник завершает разговор, как принято: «Ну, завтра мы увидим тебя на молитве?» Ученик отвечает по привычке: «Если пожелает Всевышний». И все знают, что на это ответит наставник: «Всевышний хочет, теперь должен захотеть ты!»

Знакомо? Разумеется. Тогда что это за слова: «Да будет Воля Твоя, чтобы не грешил я более?» Всевышний, конечно этого хочет, поэтому и мы должны захотеть.

Вот какой ответ я слышал от раби Элияу Лупьяна, благословенна память праведника, объяснившего смысл просьбы: «и не допускай меня к совершению греха, и преступления, и беззакония». Мы просим не попадаться в сети греха, ибо тогда не сможем освободиться. Поэтому предостерегли нас, чтобы мы бежали от греха (Пиркей авот, 4:8). То есть, не только не совершать, но бежать от него, а если попадемся в ловушку, бежать прежде, чем он станет властвовать над нами, и мы уже не сможем убежать! Как сказано о Йосефе-праведнике: «И оставил одежду свою в руке ее, и выбежал вон».

Вот пример, на что это похоже. Больной с парализованными ногами вдруг почувствовал запах дыма. Загорелся электрический шкаф, и языки пламени начали охватывать квартиру. Невыносимый жар и дым вызывают слезы и душат, пламя прорывается через дверь, загораются комод, шкаф, ковер, начинает гореть кровать. Почему же он не убегает? Потому что он парализован… Завтра найдут его обугленные кости…

«Известно, что путь злодеев – к кровати» (Трактат Шаббат, 31). Если знают, почему не делают тшуву? «Так как есть у них жир на глупости», “изолирующее” покрытие от угрызений совести, парализующее добрые порывы.

«Злодеи – в сетях своего сердца» (Берешит раба, 34:10), они пленники в руках своего злого начала.

Задумаемся о словах Гмары (Трактат Йома, 35): бедняк поднимается вверх и его спрашивают, почему не учил Тору. Отвечает он: «Я был занят заработком». Ладно. Но говорят ему: разве ты был беднее Меалеля? Но его оправдание понятно, бедность и отношение к нему Создателя (Трактат Эрувин, 41). Спрашивают о том же богача, и он отвечает: «Я был занят своим имуществом». Понятно. Но говорят ему: разве ты был занят больше, чем раби Элиэзер бен Харсом, учебе которого не мешало его богатство? И ведь увеличивающий богатство, увеличивает тревогу (Пиркей авот, 2:7). Его оправдание понятно, даже если его не принимают. Но когда спрашивают злодея, он отвечает: я был захвачен своим злым началом. А это уже не понятно.

Сколько времени в день грешат?! Бедность изматывает весь день. Богач хлопочет весь день. Но почему грехи мешают учиться ему так, как позволяют его возможности?

Ответ: потому что он уже пойман злым началом, он передан в руки греха, и он изматывает его весь день!

Я помню, что как-то мы ехали в поезде по России, а расстояния там огромные. Едем несколько дней, а между станциями многочасовые остановки. Были в поезде трехэтажные нары, На верхних нарах лежал один грузный нееврей и всё время стонал: «Ой, я хочу пить, я хочу пить! Как я хочу пить, ой, до чего я хочу пить!» “Дыра” в голове. Поезд остановился, а он лежит и стонет. Сказал я ему: «Андрей, дай мне твою флягу!» Я поспешил, вышел на перрон, и принес ему полную флягу воды. Он одним залпом опустошил ее. Я опять побежал и наполнил ее во второй раз. Теперь будет немного тише.

Поезд тронулся, и вдруг послышался плачущий голос: «Ой, до чего я хотел пить, вы даже не представляете себе, как же я хотел пить»…

Так грешник пойман в сеть злого начала. Тоскует по греху перед его совершением, и с тоской вспоминает о нем после него. А в конце концов, «захвачен злым началом», да смилуется над ним Всевышний.

И мы тоже находимся в таком положении. Давайте будем честны! Мы хотим измениться к лучшему. Хотим молиться сосредоточенно, постоянно учиться, не злословить, беречь глаза, не загрязнять мысли – мы знаем, что огонь распространяется, но мы пленены, парализованы. И ничего не можем сделать, кроме как просить: верни нам способность двигаться, даруй возможность спастись и силы для того, чтобы убежать. «Да будет Воля Твоя, чтобы не грешил я более!»

Запись Чтобы не попасть в ловушку греха впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+