«И было, когда закончили верблюды пить» (Хаей Сара, 24:22).

Ривка, сама того не зная, проходила экзамен. Если скажет: «Пей, и верблюдов твоих напою», она будет избрана стать праматерью еврейского народа, одной из четырех святых праматерей, которые выстроили дом народа Израиля. И не зная этого, она выдержала экзамен.

Сказала: «Пей, господин мой», и поспешила напоить его, а потом сказала «и верблюдов твоих напою, пока не напьются». Об этом посланец праотца Авраама Элиэзер даже не подумал. Верблюды пьют воду в огромных количествах. «А человек удивляется такой заботе, молчит и думает, послал ли ему Всевышний удачу в пути или нет». До какого момента он будет следить за ее поведением, до какого момента удивляться, молчать и проверять, чтобы узнать, послал ли ему Всевышний удачу в пути? «И было, когда верблюды закончили пить, взял человек тот кольцо золотое в полшекеля весом и два браслета на руки ей» – в тот момент он уже точно знал, что путь его увенчался успехом.

Ривка, маленькая девочка, вышла начерпать воды для своей семьи, а по дороге напоила незнакомого человека и по своей инициативе начерпала воды для его верблюдов, раз за разом бегая к колодцу и наполняя водой свой небольшой кувшин, чтобы напоить десять верблюдов.

А что было бы, если бы ее руки отяжелели, а ноги отекли после двадцати или тридцати пробежек с кувшином, и она перестала бы поить их до того, как они напились?

Ответил на это автор книги «Ор аХаим»: «Элиэзер не должен был ждать того момента, когда она закончит поить верблюдов, ведь это не было условием, которое он поставил. Но, несмотря на то что это не было его условием, она сама об этом сказала, и у него могло появиться сомнение, что она много говорит, и мало делает. Поэтому только когда он увидел, что верблюды закончили пить, сразу же дал ей браслеты».

Таким образом, открыл нам автор книги «Ор аХаим», и открыла нам святая Тора важное правило: даже если ты не обязан делать что-то, даже если от тебя этого не требуют и не ожидают, но ты обещал, ты обязался, даже не давая обета или клятвы, стоят и следят за тобой. Ожидают, что выполнишь свои слова полностью, до конца. И если ты будешь действовать старательно и энергично, и действия твои принесут плоды, но не будет хватать самой малости из обещанного, твое место будет определено среди тех, кто много говорит и мало делает.

Даже если бы девять верблюдов закончили пить и подняли шеи вверх, а десятый еще склонялся бы над корытом, но Ривка, тяжело дыша, сказала бы «хватит», Элиэзер поблагодарил бы ее и вернулся бы в землю Кнаан. А в Харане осталась бы девушка, любящая делать добрые дела, вышла бы замуж за местного пастуха и затерялась бы во мгле истории. Почему? Потому что была почти совершенна. Потому что выполнила свое обещание почти полностью.

Отсюда мы можем выучить, что это назидание предназначено для нас.

Когда мы исповедовались в Йом аКипурим, когда говорили «о грехе, совершенном пред Тобой пренебрежением к родителям и учителям» и приняли на себя обязательство не возвращаться более к глупости, сказали мало, но делаем много. Остерегаемся в почитании родителей, и в действии и в разговоре, и в мысли.

Как написано в «Сефер харедим» («Книге трепещущих», глава 9, знак 20): пусть будут

(родители) в его глазах, как царь и царица. Готовы мы с полной самоотверженностью исполнять все их просьбы. И не только потому, что обязались, и не только потому, что нам это заповедано, но просто потому, что наш долг по отношению к ним так огромен и велик, что во все дни жизни нашей не оплатить нам его даже частично.

А наш брак: когда мы письменно обязались в том, что читалось нам под хупой: «А я, с Б -жьей помощью, буду обслуживать тебя, уважать тебя, и исполнять твои желания», сказали мы, разумеется, мало, а делаем намного больше. Стараемся всеми нашими силами исполнить желание жены, и не только потому, что наши мудрецы, благословенна память праведников, указали нам уважать ее больше, чем наше тело (Трактат Йевамот, 62), не только потому, что обещано нам, что, уважая ее, мы удостоимся богатства (Трактат Бава меция, 59), и не только потому, такова наша воля, наши чувства и наши желания. Просто потому, что мы обязались. Потому что подписали документ, который нам читали под хупой. А мы – люди честные. И потому нет мужа, не помогающего по дому, не почитающего свою жену (и не приходит ему в голову обидное слово или насмешка, которые противоположны уважению), не исполняющего ее желание. Но это уже вопрос для обдумывания, совершенны ли мы в этом, исполняем ли мы, как сказано – «и закончили пить», уважаем ли и почитаем ли, насколько это в наших силах?!

Запись Достаточно ли мы уважаем наших жен? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+