Что такое Ибум?

Ибум – это обязанность человека, брат которого умер, не оставив потомства, жениться на его вдове.

Общие сведения

Как приведено выше, Тора обязывает человека, брат которого умер, не оставив потомства, женился на его вдове. И, хотя жена брата в обычной ситуации входит в число женщин, на которых запрещено жениться, но в данном случае на его вдове не только разрешено жениться, но и существует важная заповедь построить с ней семью. Родившиеся от ибума дети, являются продолжателями рода не только своего отца, но в определенном смысле также и его покойного брата. В случае отказа от этого брака хотя бы одной из сторон, а в некоторых случаях, когда по закону запрещено исполнить заповедь ибум, Тора предписывает исполнить обряд халица, которая разрывает зависимость явамы от явама и дает ей право выйти замуж за любого другого, разрешенного ей по законам Торы мужчину. Хотя так же, как и ибум, халица является заповедью Торы, при возможности предпочтительнее исполнить заповедь ибум. Заповеди халица будет посвящена отдельная статья. В данной статье речь пойдет о заповеди ибум.

Объяснение слов Святого языка, связанных с заповедью ибум

Слово «ибум» происходит от слова «явам», которое на Святом языке означает «деверь», брат мужа. Перевод слова «явама», как нетрудно догадаться, – «невестка», вдова покойного брата.
Ибум — это создание явамом семьи с женой его покойного брата, умершего, не оставив после себя детей.

Слово «халица» образовано от слова «лахлоц» — «обнажить», в нашем случае: «разуть», «снять обувь». Такое название связанно с тем, что во время церемонии халица явама снимает ботинок с ноги явама.

Источник в Писании

Сказано в Торе: «Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, не выйдет жена умершего за чужого человека, не являющегося членом семьи: явам должен войти к ней и взять ее себе в жены и исполнить заповедь ибум. И первенец, которого она родит, будет продолжением имени его усопшего брата и не сотрется его имя из народа Израиля. Но если не захочет этот человек взять яваму свою, то пусть взойдет явама его к воротам, к старейшинам, и скажет: «отказывается мой явам дать продолжение имени брата своего в Израиле, не хочет он взять меня в жены». И вызовут его старейшины города его, и поговорят с ним, а он стоит на своем и говорит: «не желаю брать ее в жены». И подойдет к нему явама его в присутствии старейшин и снимет ботинок его с ноги его, и плюнет перед ним, и возгласит: «так поступают со всяким, кто не хочет установить семью брату своему». И будут называть его в Израиле «семья разутого»».

Заповедь ибум в некоторой мере уже исполнялась до дарования Торы, как мы видим это в истории с сыновьями Йеуды: «И сказал Йеуда Онану: войди к жене брата твоего и сделай ей ибум, чтобы продолжить род брата твоего».

В «Свитке Рут» так же упоминается о подобии ибума (подобии, ибо речь там идет не о брате, а о другом родственнике): «И сказал Боаз: в день, когда приобретешь ты поле у Наоми и у Рут моавитянки, жену усопшего ты приобретешь, чтобы установить имя умершему в его уделе».

Законы, связанные с заповедью ибум

Если человек, женатый на одной или нескольких женщинах умер, не оставив потомства и у него имеется один или несколько братьев, вдовам усопшего запрещено выходить замуж, пока один из братьев их усопшего мужа не сделает ибум или халицу одной из его вдов.

Под потомством подразумеваются: сын, дочь, внук, внучка, правнук, правнучка и т.д., рожденные еврейкой, даже если они были зачаты в результате запрещенных Торой связей, но не рожденные рабыней или нееврейкой.

Вдова, на которую распространяется заповедь ибум, — это еврейка, которая была посвящена в жены усопшему согласно законам Торы. Законы ибума распространяются и на тот случай, когда жених умер до того, как они успели пожениться с помощью хупы.

Братом в отношении заповеди ибум считается брат по отцу или по обоим родителям, рожденный еврейкой, пусть даже зачатый в результате запрещенной Торой связи, но не рожденный рабыней или нееврейкой. Человек, принявший гиюр, у которого есть биологические братья, даже если они и их мать также приняли гиюр, освобожден от заповеди ибум.
Если ни одному из братьев усопшего по закону не разрешено жениться ни на одной из его вдов, запрещено делать ибум. В некоторых случаях делают халицу, а в некоторых нет необходимости даже в халице и все вдовы усопшего вправе выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчину.

Если явам хочет исполнить заповедь ибум, а явама не хочет или наоборот, он делает ей халицу, и она вместе с остальными вдовами своего усопшего мужа освобождается от уз явама (им разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им Торой мужчину), но она не получает материальную компенсацию (ктубу).

Исполнение заповеди

Для исполнения заповеди ибум явам в присутствии двух пригодных для этого свидетелей должен сделать предложение яваме и преподнести ей подарок, имеющий хотя бы небольшую материальную ценность (маамар). Посвящение должно обязательно происходить с согласия явамы.

Ибум должен сделать только один из братьев усопшего. Брат усопшего делает ибум только одной из его вдов. После этого всем вдовам разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчин.

Для исполнения заповеди ибум необходимо чтобы с момента смерти брата прошло не менее 90 дней, не считая дня смерти и самого дня совершения ибума. Если к моменту смерти мужа одна из его вдов была беременна, то пока она не родит, всем вдовам запрещено выходить замуж. Если она родит жизнеспособного ребенка, то ей и всем остальным вдовам усопшего разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчину. Если же случился выкидыш или ребенок умер в течение 30 дней после родов, то необходимо сделать халицу.

Право первенства в заповеди ибум сохраняется за старшим братом. Если по какой-либо причине он не может или не хочет исполнить заповедь ибум, ее исполняет один из других братьев усопшего. Тот брат, который исполняет заповедь ибум, автоматически наследует надел своего брата. На мужчин, родившихся после смерти брата, не распространяется заповедь ибум.
Если человек оказался в ситуации, когда у него умерло сразу несколько братьев, не оставив потомства, он должен сделать ибум одной из вдов каждого из братьев. Принимая решение о том, скольким невесткам он может сделать ибум, явам руководствуется своими материальными возможностями: какому числу жен он в состоянии обеспечить достойное содержание.

Следствия, вызванные ибумом

После того, как один из братьев усопшего сделал ибум одной из его вдов, всем братьям запрещено жениться на всех его вдовах. Когда между невесткой и деверем возникает ситуация, при которой они обязаны в заповеди ибум, ему навсегда запрещено жениться на ее ближайших родственницах, а его ближайшим родственникам – на ней. Так, как если бы она являлась его женой. И даже после исполнения им заповеди ибум, и даже если его невестка скончается до того, как он успеет сделать ей ибум.

Роль судей в заповеди ибум

Когда брат усопшего и его вдова собираются исполнить заповедь ибум, они являются в раввинский суд. Члены суда внимательно рассматривают их ситуацию и дают им добрый совет, не настаивая на его принятии. Так, например, если молодой парень хочет сделать ибум немолодой невестке, или если невестка страдает бесплодием, то ему могут посоветовать не делать ибум, а сделать халицу. Когда речь идет о пожилом яваме и молодой вдове, то ей могут посоветовать отказаться от ибума и потребовать халицу и т.п.

В субботу, праздники и полу праздничные дни

Заповедь ибум не исполняют в субботу, праздники (йом тов) и полу праздничные дни (холь а-моэд).

Статус явамы после исполнения заповеди ибум

После исполнения заповеди ибум, явама становится полноправной супругой своего явама. В случае смерти явама, если по отношению к ней не обязаны исполнить заповедь ибум (у мужа-явама есть дети, у него отсутствуют братья т.д.), она может выйти замуж за любого, разрешенного ее Торой мужчину. Если он ее разведет, она получает материальную компенсацию (ктубу) из имущества своего усопшего мужа, и она может выйти замуж за любого, разрешенного ее Торой мужчину. Если явам после ибума развелся с явамой, он может вновь на ней жениться, как в случае, если бы он был женат на ней обычным браком.

Ибум в наше время

Заповедь ибум не зависит от времени и места. Другими словами, в ней обязаны любой еврей и еврейка, достигшие возраста исполнения заповедей (юноши, которым исполнилось 13 лет и девушки, которым исполнилось 12 лет), даже если они живут во время, когда нет Храма и не в стане Израиля.

Приведенные в статье законы относятся ко времени, когда заповедь ибум исполнялась в своем оригинальном виде. Уже во времена мудрецов Мишны (порядка 2500 лет назад) большинство людей не могло исполнить эту заповедь с правильным направлением мыслей, т.е. иметь в виду дать продолжение роду усопшего брата. Поэтому мудрецы решили, что не следует делать ибум, а всегда делают только халицу.

Заметим, что в статье были приведены лишь основные принципы и законы, связанные с заповедью ибум. В действительности в ней существует множество частностей и в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина как следует поступать.

Библиография

Помимо уже указанных в тексте источников, для написания статьи были использованы следующие книги: Вавилонский Талмуд, трактат «Йевамот»; «Яд а-Хазака», «Илхот Ибум вэ-Халица»; «Сэфер а-Хинух», заповедь 598; «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», п.156-176.

Запись Ибум (ливирантный брак) – еврейская энциклопедия впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+