«И пришел Авраам произнести погребальную речь о Саре и оплакать ее» (23:2).

Пишет Раши: «Из-за вести о том, что ее сын предназначался для заклания и едва не был заколот, душа Сары отлетела от нее, и она умерла» Нужно понять, почему на самом деле Сара умерла, ведь выполнение заповедей не может причинить человеку никакого ущерба.

Раби Йеуда Элбаз в книге «Швут Йеуда» объясняет: Сара умерла, потому что пришло изначально назначенное Творцом время, когда она должна была покинуть этот мир. Но Сатан может выбрать, каким способом забрать душу человека. Мастерски создавая иллюзии, он делает так, чтобы несколько событий совпали одновременно и стремится забрать душу у человека так, чтобы у окружающих его людей возникли сомнения в вере. В данном случае он воспользовался чувством страха, которое возникло у Сары, когда она узнала о жертвоприношении Ицхака.

Это причина того, что Сара – единственная из праматерей, число лет которой в точности указано в Торе: «И было лет жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Поэтому пусть ни на секунду не возникнут у нас мысли о том, будто она умерла преждевременно из-за сообщения о жертвоприношении сына. Просто Всевышний отвел ей такое количество лет.

В Мидраше (Берешит Раба, 58:1) сказано о смерти Сары: «И знает Б -г дни непорочных – как праведники непорочны и цельны, так дни и годы их непорочны и цельны».

В сердцах людей, семьи которые пережили несчастье, часто возникают угрызения совести. После трагических событий они склонны размышлять и раздумывать над тем, как себя вели. Иногда им кажется, что можно было сделать для умершего близкого человека больше, чем они делали, – возможно, оказать ему лучшую медицинскую помощь, обратиться к более квалифицированным врачам.

Такие мысли сжимают их сердца, не дают покоя.

Но, по правде говоря, такие мысли – это уловка злого начала. Оно внушает нам мысль, будто другая модель поведения могла принести другие результаты.

Но это не так: пока мы способны делать усилия, обязаны делать всё, что можем. Но когда ситуация уже завершилась хорошим ли образом или каким-то иным, не остается места для критики тех или иных решений, принятых в прошлом.

Об отце раби Эзры Атии рассказывают, что однажды он сильно заболел. Его родные хотели вызвать врача, но сделать это не удалось, поскольку у них не было ни гроша. Состояние больного ухудшалось, оно стало критическим. Поскольку ждать было уже невозможно, родные продали домашнюю утварь и на эти деньги вызвали врача.

Вошел врач в комнату больного, и его лицо помрачнело: «Вы только сейчас догадались меня позвать?! Сейчас состояние отчаянное! Уже ничего не поделать!»

Праведный отец отошел в мир иной, оставив после себя сына – раби Эзру, которому было тогда лишь 15 лет. Он и его мать пребывали в большом горе. «Если бы мы постарались чуть лучше, – мучала их совесть, – если бы пораньше продали вещи, возможно, спасли бы жизнь отцу».

В течение семи дней траура покойный явился во сне своему сыну Эзре и сказал ему: «Будь спокоен, сын мой! Это был мой час. Даже если бы вы позвали врача раньше, это было бы напрасно…»

Страшный рассказ, еще лучше иллюстрирующий сказанное, часто приводил во время своих выступлений раби Шалом Швадрон из Иерусалима. Он рассказывал, что среди убитых во время погромов 1929 года в Хевроне был юноша Яаков Ихезкель Векслер из Чикаго, сын раби Йерахмиэля, одного из выдающихся представителей тамошней еврейской общины.

Как же этот парень из Чикаго оказался в Хевроне? Дело в том, что рав Валк из «Шаарей Хесед» в Иерусалиме был посланником движения по заселению страны Израиля. Он странствовал по миру, чтобы побуждать евреев к отъезду в Землю Израиль.

Выполняя свою миссию, в 1929 году он приехал в Чикаго.

В святой Шабат он поднялся на трибуну в центральной синагоге и стал воспламенять сердца своей речью.

На исходе Шабата поздно ночью к раву Валку подошел почтенный еврей, это был раби Йерахмиэль Векслер, один из богатых членов общины, и произнес следующие слова: «Ваша речь тронула мое сердце. Как только закончился Шабат, я стал размышлять об этом. Но я хочу сам побывать там, поэтому решил посетить страну Израиля, чтобы узнать, есть ли возможность для заработка, тогда и приму решение о том, какие шаги следует сделать дальше…»

Как сказал, так и сделал. В течение месяцев Адар и Нисан он находился вместе с несколькими членами своей семьи на Святой Земле. К ним присоединился и его сын Яаков Ихезкель, которому было около 16 лет. Этот парень учился и черпал иудаизм полными пригоршнями, но не пребывал постоянно в ешиве, а изучал также и светские предметы в других местах.

После Песаха 1929-го года члены семьи Векслер посетили город наших праотцов – Хеврон. Они увидели ешиву «Кнесет Исраэль», восхитились насколько она великолепна.

Раби Йерахмиэль обратил внимание на то, что в этой ешиве учились несколько юношей из Америки. На него произвела сильное впечатление та атмосфера, которая царила в ее стенах, и решил он оставить там своего сына, а сам уехал в Америку уладить некоторые дела.

Несколько месяцев спустя, в горький день 18 Ава 1929-го года, выпавший на святой Шабат, начался страшный погром. Многие из жителей Хеврона и учеников ешивы были убиты арабами этого города. Среди них, словно чистое всесожжение, сгорел и Яаков Ихезкель. Он погиб, освятив имя Б -га.

Когда об этом стало известно раву Валку, он погрузился в печаль и глубокую тоску. И всё же он продолжил трудиться ради заселения страны Израиля, но сделал для себя четкий вывод: в Чикаго больше не ездить. «Некрасиво, – думал он, – что я скажу молящимся людям в той большой синагоге? Что отправил сына раби Йерахмиэля Векслера на смерть в страну Израиля?»

С тех пор прошло много лет. Рав Валк шел по главной улице Нью-Йорка, и вдруг у него замерло дыхание. Кто идет ему навстречу? Рав Векслер… «Мир Вам, рав Валк! – воскликнул рав Векслер радостно, – куда это Вы пропали? Почему Вас не видно в наших краях – в Чикаго?»

Оба остановились и молча встали друг напротив друга посреди толпы прохожих. Неожиданно раби протянул руки к серьезному лицу раби Валка и сказал: «Вы даже не представляете, как я Вам благодарен». Тот изумленно посмотрел на раби Йерахмиэля, ничего не понимая. Но раби Йерахмиэль не оставил ему времени на раздумья и произнес с воодушевлением: «У меня был сын Яаков Ихезкель, которому было постановлено, что он не проживет дольше 16 лет. Если бы он не остался в Израиле, то умер бы среди чужого народа. Он мог бы “вращаться” в Нью-Йорке и быть убитым, подобно американскому мальчику: в игре, во время соревнований, попасть в аварию или умереть от болезни. Но благодаря Вам Б -г дал мне заслугу – отправить его в страну Израиля, привести в святую ешиву, сделать учеником Торы, а в итоге ему посчастливилось умереть, освятив Имя Творца, на Святой Земле. Как же я Вам благодарен!»

Глаза обоих блестели от слез, и раби Йерахмиэль закончил словами: «Вы не отняли у меня сына, а подарили мне его, сделав учеником ешивы. Вы спасли моего сына!»

Запись Как Бог допускает, чтобы праведники страдали впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+