«И сказал Моше: с отроками нашими и со старцами нашими пойдем» (10:9).

На первый взгляд, этот стих вызывает удивление: почему Моше Рабейну в своем ответе фараону поставил отроков впереди старцев? Разве не правильнее было бы поставить старцев на первое место? Более того, в одном из стихов Теилим (148:12-13) мы читаем следующее: «Юноши, а также девушки; старцы с отроками, славьте имя Б -га». Из этого видно, что в служении Творцу Писание ставит старцев впереди отроков.

Ответ на наш вопрос мы получим благодаря следующей истории.

Это происходило в один из дней, завершающих месяц Элуль, когда раби Ичеле Петербургера пригласили произнести нравоучительную речь в «доме Мусара» в Ковно. Раби Ичеле откликнулся на приглашение, выступил с речью, а затем вся община произнесла Теилим и «Услышь голос наш». Когда дошли до слов «Не бросай нас во время старости», раби Ичеле остановил чтение, а затем продолжил выступать перед собравшимися. Он стал рассказывать. Это было во время царствования Николая, который насильственно набирал новых солдат в свою армию, не гнушаясь при этом никакими средствами. Поэтому многие жители России приложили все усилия, чтобы избежать мобилизации. Они убегали от солдат, посланных забрать их в армию, и прятались, пока не утихнет гнев. Естественно, когда кого-то ловили за уклонение от военной службы или дезертирство, то наказание было суровым и горьким: его тотчас отправляли в изгнание в далекую Сибирь, где этот человек годами страдал от жуткого холода, непрерывного голода и каторжных работ, после которых лишь немногим удавалось выжить.

Однажды царь издал указ, в котором говорилось о том, что жителям страны даруется прекрасная возможность: всем уклоняющимся от службы прийти и вступить в армию добровольно. Царь дал обещание не наказывать тех, кто до этого отказался служить. Такая весть произвела должный эффект, и тысячи людей пришли на установленные заранее вербовочные пункты. Офицеры делали тщательный отбор: отделяли молодых от старых, записывали их имена. Стариков же сразу отдали под суд. Излишне говорить, что эти старики были возмущены тем, что обещание царя было нарушено. Они высказали свой протест судье, но тот улыбнулся и ответил: «Вы должны понять: молодые, которые пришли и выразили согласие служить в армии, тем самым искупают свой грех прежнего уклонения от службы. Но вы, старики – какая польза нам от того, что вы теперь предстали перед офицерами? Вы ведь уже не молоды и не сможете принести пользу армии. Вы не способны искупить свое преступление, поступив на службу, а значит должны ответить за то, что ранее уклонялись от нее, и понести наказание».

Всё это рассказывал раби Ичеле, затем он продолжил. Мы говорим: «Верни нас, Б -же, к Себе, и мы вернемся». Однако мы должны понимать, что когда эти слова произносит молодой ученик ешивы, в этом есть определенный смысл. Он обещает искупить свои прежние грехи, стараясь хорошо служить Творцу, которому он отныне и впредь будет отдавать свои силы. Но когда пожилые люди и старики просят об этом, что это за дело? Какая польза может быть от них? Как они могут искупить те годы, в течение которых уклонялись от служения Всевышнему? Вот почему далее мы говорим: «Не бросай нас во время старости и, когда закончатся силы наши, не оставляй нас». Хотя от нас уже не будет никакой пользы, Ты всё равно остаешься нашим Отцом! Поэтому не оставляй нас!

Таковы были волнующие слова раби Ичеле, после которых среди слушателей возникло заметное оживление. Вся община заплакала, а трое даже потеряли сознание.

Нам тоже следует понять смысл, заключенный в его словах: служение Б -гу, в основном, должно начинаться с молодых лет. Ведь человек, откладывающий его до старости, может обнаружить, что у него уже не осталось сил, необходимых для духовного восхождения. Из этого приходит и ответ на наш вопрос. Когда речь идет о практическом служении Б -гу, как в стихе из нашей недельной главы, нужно действительно ставить отроков перед старцами. Ведь молодые годы в наибольшей степени подходят для служения Творцу. Но когда говорят о восхвалении и прославлении Создателя, как в Теилим, уже нет разницы между молодыми и старыми. И те, и другие могут славить Его в равной мере. А значит, подобает из уважения поставить старых перед молодыми.

Запись Молодость — лучшее время для служения Б -гу впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+