«И дала ему Бильгу, свою служанку, в жены» (30:4).

Расскажем замечательную историю.

В бейт-мидраше царила тишина, когда глава ешивы, рав Авраам Яфен произносил речь. Он был словно посланцем из божественного мира. Его белоснежная борода спускалась на грудь, все слова были взвешены и отмерены, и выступал он с царским спокойствием. Десятки лет он занимал место своего тестя, Сабы из Новардока, и был руководителем десятков известных ешив. В тот день он встал и прочитал отрывок из Мидраша, относящегося к нашей недельной главе (Берешит Раба, 71:7). Этот Мидраш описывает, как Рахель жалуется Яакову на свое бесплодие и спрашивает его, почему он не молится за нее, почему не вопиет к Небесам? В разговоре с ним она упоминает, как его отец Ицхак молился о своей жене Ривке, и Б -г ответил на его просьбы. Почему же Яаков не поступает так же? Но Яаков отвечает ей: «У моего отца не было детей, поэтому Б -г откликнулся на его молитву. А у меня уже есть дети от твоей сестры Леи, и я не уверен, что моя молитва способна чем-то помочь». «Но ведь у деда твоего, Авраама, уже был сын Ишмаэль, и всё-таки он молился о том, чтобы Сара родила! Значит, и ты можешь…», – возразила Рахель. «А разве ты можешь совершить то, что сделала моя бабушка Сара? Она ввела свою служанку к себе в семью – дала Аврааму в жены Агарь!» – ответил Яаков. «Если это – единственное, чего не хватает, то возьми себе мою служанку Бильгу. Может, и я буду иметь детей благодаря ей», – решила Рахель.

И, как мы знаем, всё так и произошло.

Рав поднял глаза от книги и выразил свое удивление: чего Яаков хотел от Рахель, своей любимой жены? Ведь, несомненно, он уже молился о ней, просил и умолял, но не получил ответа. И он понял причину такого отказа Свыше: она бесплодна и нуждается в особой заслуге, чтобы изменить естественный порядок вещей. Одних его молитв недостаточно, поскольку дети у него уже есть. И тут у него родилось решение: быть может, Рахель стоит принести такую же жертву, как и Саре?

Но здесь возникает вопрос: а разве Рахель еще не принесла жертву? То, что она передала своей сестре Лее знаки, чтобы той не пришлось стыдиться в день свадьбы, это было не достаточной жертвой? Разве это не подобно поступку Сары?

Для учеников ешивы это был вопрос, словно гром среди ясного неба. А ведь действительно, всё это вызывает большое удивление! Поступок Рахель был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, готовилась к этому великому дню. А в итоге уступила своей сестре, чтобы та заняла ее место. Что еще от нее можно требовать? Но мы видим, что Яаков был прав – как только Рахель дала ему в жены свою служанку, то и сама сразу зачала и родила сына. В чем же кроется разгадка?

Глава ешивы продолжил: «Открою вам тайну. Наш праотец Яаков увидел, что молитва не помогла, и даже «врата слез» остались заперты. Рахель была бесплодна, и никакого решения не было. Он знал, что существует лишь один способ – действовать по принципу «мера за меру». Таков принцип, согласно которому Творец управляет миром: «Какой мерой меряет человек, такой и ему отмеряют».

Над каждым, кто проявляет милосердие к людям, смилостивятся Свыше. Кто готов уступить и отказаться от своего, тому уступают Свыше. А если человек требует правосудия, то и к нему предъявляют жесткие требования суда (Бава Мециа, 30б).

Сара была бесплодна и не могла родить. Но она привела Агарь к Аврааму и помогла ей родить от него сына. Поэтому, согласно принципу «мера за меру», Сара и сама удостоилась стать матерью. Поэтому Яаков сказал Рахель, своей бесплодной жене: «Не хватит слов, чтобы описать огромное самопожертвование с твоей стороны, когда ты давала знаки Лее. Но ты сделала это не для того, чтобы Лея родила, а только чтобы она вышла замуж и не устыдилась. Поэтому такой поступок, каким бы он ни был благородным, смог вызвать лишь подобное последствие – ты тоже оказалась замужем. Если теперь хочешь родить ребенка, ты должна совершить самоотверженный акт, связанный именно с этой стороной жизни. Отдай свою служанку, чтобы она родила. Другого выхода я не вижу».

Из этого удивительно решения мы должны извлечь урок. Глава ешивы продолжил: «Гмара говорит (Санедрин, 90а), что все действия Всевышнего совершаются по принципу «мера за меру», а значит, это – самый надежный способ достичь чего угодно! Кто старается доставить удовольствие супруге (или супругу), увидит, что с Небес несут мир в его дом. Кто помогает другу заработать, увидит, как с Небес умножают его собственные доходы. Кто учит

другого Торе, почувствует, как его собственное сердце и разум открываются мудрости. Всем стоит испытать этот самый надежный метод: вместо усилий достичь чего-либо и связанных с ними разочарований, постараемся помочь ближним. Тогда все блага придут к нам легко – благословение Небес будет изобильным.

Запись Надежный способ достичь всего впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+