«Я тоже услышал стон сынов Израиля… и вспомнил Мой союз» (6:5).

Согласно комментарию «Сфорно», существовало три причины для избавления сынов Израиля из Египта. Первая – это «заслуги отцов», вторая – «союз отцов». В этом Всевышний заверил Авраама во время видения, и об этом говорит предыдущий стих: «И также заключу Мой союз с ними, чтобы отдать им землю Кнаан». Третья причина выражается словами: «Я тоже услышал стон сынов Израиля, которых порабощают египтяне, и вспомнил Мой союз».

Вопрос в том, зачем понадобилась третья причина, если уже есть заслуга отцов и обещание, данное в видении Аврааму? Почему так важен был стон сынов Израиля под игом рабства и их молитва, идущая из глубин сердца?

«Сфорно» объясняет, что, поскольку евреи погрузились в сорок девять врат нечистоты, они были так далеки от возможности получить избавление и называться «народом Б -жьим», что даже ангелы при рассечении Красного моря выдвинули обвинение: «Эти служат идолам, и те служат идолам – почему же Ты спасаешь одних и губишь других?»

В таком состоянии, даже если бы евреи освободились, никак нельзя было ожидать от них, что они примут Тору и войдут в Святую землю. Их приближение и возвышение произошло только в результате их стонов и молитв, когда им стало невыносимо трудно. Лишь так они сделались достойными, и Б -г вспомнил для них Свой союз, как сказано: «И увидел, когда стало тяжко им, услышав их голос, и вспомнил для них Свой союз» (Теилим, 106:45).

Получается, что, несмотря на многие заслуги, без “ключа” в виде молитвы невозможно удостоиться всех благ.

Эта идея становится понятной благодаря притче.

Турист после нескольких утомительных часов поездки добрался до пункта назначения и поселился в роскошной гостинице. Плату он внес заранее, всё было организовано вплоть до мелочей. Даже ключ ему выслали почтой. Он хотел сразу войти в свою комнату и немного передохнуть, но, подойдя к двери, он хлопнул себя по лбу: оказывается, что ключ от комнаты он где-то забыл во время путешествия. Однако он быстро заметил рядом с собой кем-то потерянный ключ. Попытал счастья, и оказалось, что тот действительно подошел к замочной скважине. Но повернуть этот ключ не удалось. Турист решил слегка подточить зубчики ключа, и после этого дверь комнаты открылась.

Именно так действует и молитвенный “ключ”. Молитва – это ключ, открывающий двери и врата всех миров. Даже когда человеку уже постановлено Свыше получить изобилие в духовном и материальном, если у него нет ключей – молитв и просьб – он не получит блага.

Но иногда и простой молитвы недостаточно. Бывает, что требуется стон и крик души: «Б -же, спаси!»

«Услышал Я стон сынов Израиля». Как для того, чтобы ключ вошел в скважину, нужно было подточить его зубчики, так происходит и с молитвой. Тогда она способна пробить небосводы.

У Бааль Шем Това был обычай, окутанный покровом таинственности. Каждый раз на исходе Шабата он устраивал поездку в какое-то неизвестное место и брал с собой нескольких учеников, не знавших цель и причины этой поездки. Извозчик сидел наготове днем и ночью в ожидании всего, что прикажет ему праведник. Он был согласен ехать ночью, даже в снежную бурю, точно так же, как и днем в мучительный летний зной.

Однажды после Шабата раби Бааль Шем Тов повелел своим ученикам присоединиться к нему в поездке. После длительной езды они достигли дома одного еврея-крестьянина. Увидев гостей, входящих к нему в дом, он засиял от радости.

Это был благочестивый богобоязненный еврей, который не каждый день мог видеть у себя гостей. Он поспешил и приготовил для них стол к трапезе «проводов Царицы-Субботы». Но, поскольку он был беден, ему ничего не оставалось подать, кроме блюд, оставшихся с Шабата. К великому удивлению, Бааль Шем Тов обратился к крестьянину и сказал с недовольством: «И это всё? Этого мало! Нужно добавить еще еды…» Ученики были удивлены, но зная своего наставника, поняли, что за таким поведением скрывается нечто большее. Крестьянин в смятении пошел на кухню искать еще еды, но вернулся с пустыми руками.

Он не находил себе места и от печали забился в угол дома и стал плакать и молиться из глубины сердца: «Владыка мира! Дай мне то, что я смогу дать моим гостям».

После завершения скудной трапезы Бааль Шем Тов и его ученики поблагодарили еврея-крестьянина и поехали обратно.

На следующий год Бааль Шем Тов снова взял их в гости к тому же еврею. Когда приехали, они были поражены, увидев, что готовая рухнуть хижина превратилась в просторный терем, окруженный садом, а внутри была дорогая мебель и красивая посуда.

Хозяин поспешил им навстречу и в их честь приготовил трапезу, полную всяческих блюд. За столом он рассказал, что в прошлый свой визит они оставили ему благословение, и с тех пор успех сопутствует ему во всём.

На обратном пути ученики устремили взгляд на своего праведного наставника, чтобы он объяснил им, в чем здесь секрет. «Знайте, – сказал Бааль Шем Тов, – с Небес хотели дать этому еврею богатство, но он всегда довольствовался тем, что имел, и не молился о большем. Не хватало лишь маленькой молитвы, чтобы к нему пришло всё, что вы сейчас видели. Год назад, потребовав у него еще еды, я подтолкнул его к молитве, и судьба его изменилась».

Запись Не попросишь у Б -га – не получишь! впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+