Браузеры. Восстановление. Windows. Оптимизаторы. Антивирус

Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия

Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия

Жития святых, книга, в которой на каждое число каждого месяца приведены рассказы о жизни святых, память которых празднуется Церковью в соответствующий день. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Сборник, четьи минеи, менологий Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ЧЕТЬИ-МИНЕИ - «ежемесячные чтения», сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений церковных писателей для назидательного чтения. Тип сборников сложился в Византии в IX в.; известны в Древней Руси с начала XI в. В середине XVI в. под… … Юридическая энциклопедия

- «ЧЕТЬИ МИНЕИ», см. в ст. Минеи (см. МИНЕИ) … Энциклопедический словарь

- (чтения ежемесячные) сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого … Большой Энциклопедический словарь

Четьи минеи. (Житія святыхъ; Минея церковная служебная книга для чтенія въ извѣстные дни, раздѣленная помѣсячно.) Ср. Такимъ мужамъ, какъ ты, Господь даритъ чудесное прозрѣнье И ихъ устами истину гласить. «Такъ, сынъ мой; есть въ Минеяхъ Четіяхъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сущ., кол во синонимов: 3 менологий (2) сборник (61) четья минея (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Жития святых. Июль. Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского на русском языке, расположенные по новому стилю. Том 7 Категория: Жития святых Серия: Издатель: Даръ ,
  • Жития святых. Апрель. Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского , Святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский - проповедник и церковный писатель, автор знаменитых «Житий святых» (Четий-миней). Жития святых… Категория: Жития святых Серия: Издатель: Благочестие ,
  • Жития святых (четьи-минеи) святителя Димитрия Ростовского на русском языке, расположенные по новому стилю. В 12 томах. Том 1. Январь ,

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней , не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария , своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в - гг.) и священником Иоанном Милютиным (в - гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский . Его четьи-минеи издавались четвертями с по г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами , и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII -XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII -XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, - специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.


Страницы: 8000
Форматы: pdf
Год издания: 1868-1917 /1993-2007

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.
Святитель Макарий - это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории - составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности - учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея - Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.
Главное книжное детище святителя Макария - это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.
Великие Макарьевские Минеи Четьи - сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами - составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.


I. ЖИТИЕ, СЛУЖБА И АКАФИСТ СВТ. МАКАРИЮ. ИКОНОГРАФИЯ.

1. Макарий (Веретенников), архим., составитель
Святитель Макарий, Митрополит Московский. Служба, акафист и житие.
Приложение. Песнопения службы святителю Макарию.
Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 66 с.
2. Макарий (Веретенников), архим.
Иконография Митрополита Макария.
Можайск, 2007. 56 с.

II. ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТИИ, СОБРАННЫЕ ВСЕРОССИЙСКИМ МИТРОПОЛИТОМ МАКАРИЕМ

1. ТЕКСТЫ ЧЕТИЙ-МИНЕЙ

Сентябрь. Под редакцией П.И. Савваитова. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1868-1889
Выпуск 1. Дни 1-13. СПб., 1868, VI, 672 с. и стб., 3 л. факс.
Выпуск 2. Дни 14-24. СПб., 1869, IV, 673-1392 с. и стб.
Выпуск 3. Дни 25-30. СПб., 1883, III, 1393-2300 с. и стб.
Указатель личных и географических имен к первому, второму и третьему выпуску Великих Миней Четиих. СПб., 1889, 94 стб.

Октябрь. Под редакцией С.Н. Палаузова, М.О. Кояловича. СПб., 1870-1880
Выпуск 4. Дни 1-3. СПб, тип. Императорской Академии наук, 1870, VI, 792 с. и стб., 1 л. факс.
Выпуск 5. Дни 4-18. СПб, тип. и литогр. А. Траншеля, 1874, IV, 793-1534 с. и стб.
Выпуск 6. Дни 19-31. Приложение. Указатель личных и географических имен к выпускам Миней Четиих (4, 5, 6) за октябрь месяц. СПб., тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880, V, 1533-2114, 26 с. и стб.

Ноябрь. Под редакцией В. Васильевского СПб., М., 1897-1917
Выпуск 7. Дни 1-12. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1897, VI, 884 с. и стб.
Выпуск 7. День 11. Приложение. Прп. Феодора Студита Большой Катехизис. Кн. 2. Предисловие и печатание греческого текста А.И. Пападопуло-Керамевса. СПб., тип. В. Киршбаума, 1904, Х/II, 414 с. и стб. Текст на русском и греческом языках
Выпуск 8. Дни 13-15. СПб., Синод. тип., 1899, VI, 885-2060 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16. Под редакцией Н.П. Попова. М., Синод. тип., 1910, 4, 2061-2380 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16-17. М., Синод. тип., 1911, 5, 2381-2700 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17-22. М., Синод. тип., 1914, X, 1701-3108 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23-25. М., Синод. тип., 1916, 4, 3109-3428 с. и стб.

Декабрь. М., Синод. тип., 1901-1914. Под редакцией С.М. Сироткина - выпуск 10; под наблюдением С.О. Долгова - выпуски 11-14
Выпуск 10. Дни 1-5. М., 1901, 5, 580 с. и стб.
Выпуск 11. Дни 6-17. М., 1904, 7, 581-1188 с. и стб.
Выпуск 12. Дни 18-23. М., 1907, 3, 1189-1860 с. и стб.
Выпуск 13, тетрадь 1. День 24. М., 1910, 5, 1861-2192 с. и стб.
Выпуск 13, тетрадь 2. Дни 25-31. М., 1912, 6, 2193-2510 с. и стб.
Выпуск 14, тетрадь 1. День 31. М., 1914, 6, 2511-2830 с. и стб.

Январь. Приготовление к печати и издание под наблюдением Б.А. Тураева. М., Синод. тип., 1910-1914
Выпуск 15, тетрадь 1. Дни 1-6. М., 1910, 4, 320 с. и стб.
Выпуск 15, тетрадь 2. Дни 6-11. М., 1914, 2, 321-740 с. и стб.

Апрель. Подготовил к печати С.Н. Северьянов. Изд. под наблюдением А.А. Шахматова. М., Синод. тип., 1910-1916
Выпуск 16, тетрадь 1. Дни 1-8. М., 1910, 3, 320 с. и стб.
Выпуск 16, тетрадь 2. Дни 8-21. М., 1912, 8, 321-640 с. и стб.
Выпуск 16, тетрадь 3. Дни 22-30. М., 1915, 145, 641-1158 с. и стб.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ЧЕТЬИХ-МИНЕЯХ

1. Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей библиотеке (ныне Синодальной). М., 1892. IV, 532, 502 стб.
2. Протасьева Т.Н. Минеи-Четьи // Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). Ч. I. М., 1970. С. 168-211
3. Макарий (Веретенников), архим. Великие Макарьевские Четьи-Минеи - сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды, 1989, сб. 29, с. 106-126
4. Макарий (Булгаков), митр. О новгородских Макарьевских Четиих-Минеях // Летописи Тихонравова. М., 1859. Т. 1. Смесь и библиография. С. 68-73
5. Шестаков Д.П. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях // Богословский вестник, 1914, №2, с. 369-382
6. Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях Митрополита Макария // Богословские труды, 1993, № 31, с. 175-266

III. ИССЛЕДОВАНИЯ О СВТ. МАКАРИИ, МИТРОПОЛИТЕ МОСКОВСКОМ

1. Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды свт. Макария, Митр. Московского и всея Руси. М., 2002. 512 с.
2. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, ч. 2, № 9, с. 392-406; № 10, с. 444-478; 1878, ч. 1, № 1, с. 391-429; 1880, ч. 2, № 9, с. 286-310; 1881, ч. 2, № 7, с. 47-69
3. Заусцинский К. Макарий, Митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения, 1881, № 10, с. 209-259; № 11, с. 1-38
4. Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви // Странник, 1869, № 12, с. 75-106
5. Макарий (Булгаков), митр. Московский Митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение, 1873, № 4, с. 597-657
6. Смирнов И. Материалы для характеристики книжной деятельности Всероссийского Митрополита Макария // Богословский вестник, 1916, № 5, с. 163-189; № 6, с. 275-291
7. Васильев В. Соборы 1547 и 1549 годов // Христианское чтение, 1889, № 1-2, с. 33-65; № 3-4, с. 266-292
8. Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих-Миней (К 400-летию составления Великих Четьих-Миней) // Журнал Московской Патриархии, 1953, № 5, с. 49-54
9. Макарий (Веретенников), архим. Митрополит Макарий в православной гимнографии // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Можайск, 1998, с. 30-37

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней , не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария , своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в - гг.) и священником Иоанном Милютиным (в - гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский . Его четьи-минеи издавались четвертями с по г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами , и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII -XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII -XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, - специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

"Великие Четьи Минеи" являются поистине историческим памятником христианства. Создание их относится к 16 веку. Это самый полный сборник церковно-учительных и агиографических материалов. В данной статье познакомимся с особенностями содержания фолианта. А также узнаем, кто написал "Великие Четьи Минеи".

Общие сведения

Древнерусский сборник представляет собой месяцеслов (четьи - чтения, минеи - книга для богослужений на месяц) и состоит из 12 книг (по книге на каждый месяц). Отправной точкой является 8 сентября. Сборник включает святоотеческие поучения, апокрифы и описание жития святых на каждый день.

"Великие Четьи Минеи" аккумулируют в себе практически все церковные произведения повествовательного и духовно-учительного характера. Материалами для сборника послужили переводы греческих церковных книг (жития святых Симеона Метафраста), а также Лимонари, Патерики, Отечники. Книги "Великих Четий Миней" собирались в различных городах и монастырях Древней Руси и представлены в четырех списках: Успенский, Царский, Софийский и список Чудова монастыря.

История списков

Первый список был привезен из московского Успенского монастыря. До 1917 года он хранился в синодальной библиотеке столицы. Это единственный полный список, дошедший до наших дней в рукописном варианте.

Второй список, названный "царским", был создан специально для Иоанна IV (Грозного). Он содержит все месяцы, кроме марта и апреля.

Последние два списка дошли до нас неполными. Софийский был привезен из библиотеки одноименного собора (Новгород).

"Великие Четьи Минеи" содержат похвальные слова святым, статьи религиозно-дидактического содержания (Торжественники, Прологи, Требники) и сочинения Василия Великого и Григория Богослова. Несколько сборников вошли в состав "Миней" полностью. Это "Златоуст", "Маргарит" и "Златая цепь". Без предварительной редакции в состав фолианта вошли "История иудейской войны" Иосифа Флавия, "Хождение игумена Даниила" и другие памятники древнерусской литературы. И ценность сборника тем выше сейчас, что оригиналы материалов-источников не дошли до настоящего времени. И теперь он является самым полным сводом религиозных текстов, духовной энциклопедией 16 века.

Столетием позже создания "Великие Четьи Минеи" легли в основу других сборников: "Миней" Г. Тулупова (1632) и И. Милютина (1654). Они стали излюбленным чтением у грамотных христиан и особой популярностью пользовались у старообрядцев.

Об авторе

"Великие Четьи Минеи" были составлены под руководством Макария - архиепископа Новгородского, в последствии Всероссийского Митрополита. Сначала сборник носил название "Макарьевские Минеи". И лишь позднее был представлен как ныне известный памятник православной церкви.

Создание "Великих Четьих Миней" стало одним из самых важных дел архиепископа Макария на его религиозном пути. Вместе со своими помощниками он собирал церковно-дидактический материал около 25 лет. И лишь в 1541 году были изданы 12 книг месяцеслова и переданы в библиотеку Софийского собора. В команду составителей входили переводчики, переписчики, писатели, публицисты. Среди них были богослов Зиновий Отенский, писатель Василий Тучков-Морозов, дьяк Дмитрий Герасимов, священник-агиограф Василий-Варлаам и другие. Книжниками были обработаны труды всех новгородских и псковских библиотек, которые были подвластны митрополиту Макарию.

Вообще, фигура священнослужителя была очень весомая в Древней Руси. Он оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, выступал против князей Шуйских. При нем были построены новые храмы в Новгороде (собор Святителя Николая, Стоглавый Поместный). Большое внимание архиепископ уделял реставрации старинных икон и фресок. Также он содействовал развитию книгопечатания на Руси. Была построена первая типография для издания богословских книг.

Митрополит Макарий - единственный священнослужитель, который не подвергся преследованиям после падения Избранной рады (неофициального правительства Ивана Грозного). Он скончался 31 декабря 1563 года и был канонизирован в лике святителей православной церкви.

Издания

Главный труд митрополита Макария "Великие Четьи Минеи" претерпел несколько переизданий. Так, в 17 веке в Киеве этим занимался епископ Димитрий Ростовский. Он заметно сократил сборник и агиографические данные переписал в своем изложении. Также епископ частично дополнил "Великие Четьи Минеи" материалами из латинских и греческих книг, исключив некоторые русские апокрифы.

После этого издание сборника месяцеслова прекратилось. Имя митрополита Макария и его помощников-составителей было забыто, а автором "Великих Четьих Миней" стали считать Димитрия Ростовского. Сам сборник с 18 века именовали просто "Жития святых Димитрия Ростовского".

Во время императорской археографической комиссии в 1863-1916 году было сделано научное переиздание рукописного фолианта. В свет вышли сборники только с сентября по апрель. Книгами занимались Павел Саввоитов и Михаил Коялович.

Язык и стиль

Собственно жанр миней начал складываться еще в 10 веке в Византии. Бытовали два типа: служебные (для служителей клира) и общие (для более широкого круга читателей духовной литературы).

"Великие Четьи Минеи" Митрополита Макария объединили в себе оба типа. Они были написаны на древнерусском языке. Оформление их выдержано в торжественном стиле. Размер каждого тома книжного свода соответствует названию "великих", так как насчитывает 1500-2000 листов "александрийского" формата (примерно соответствует А4).

Стиль изложения сборников считается изощренным и витиеватым. Пышность и "лепота" слова "душеполезных для чтения" текстов выбраны неслучайно. Стиль должен был соответствовать возрастающему политическому значению Московского православного царства. Что же касается внешней монументальности фолианта, то она связана с идеей о том, что Москва является наследницей Византии в мировой истории, то есть "третьим Римом".

Сегодня

В начале 21 века "Великие Четьи Минеи" Митрополита Макария так полностью и не были изданы ни в печатном, ни в электронном виде. Лишь в 2016 году по инициативе интернет-портала "Русская вера" был начат русский перевод летописного сборника. Переводчиком его является Кирилл Меламуд. Работы еще не окончены. Рукописный оригинал древнерусского памятника 16 века в настоящее время хранится в Москве в Государственном Историческом музее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: