Как мы относимся к снам и что в связи с этим важно знать.


Тяжелое предчувствие

В том сне я оказался в каком-то огромном торговом центре с бесконечной чередой магазинов. Я блуждал, не имея четкого плана, тщетно пытаясь кого-то отыскать, о ком я знал, что он пропал без вести. Предположительно, это был кто-то из моих младших детей — во сне не было ясно, что это за ребенок.

Я испытывал ощущение полной безнадежности и в глубине души понимал, что потерявшийся ребенок никогда не найдется. А спустя короткое время сон повторился. И каждый раз, пробудившись, я чувствовал себя угнетенным и подавленным, как если бы это было тяжелое предчувствие.

Вскоре после этого скончался мой 18-летний племянник.

В те ночи, когда меня посещали те сны, я еще не знал, что в то же самое время мой племянник страдает от головной боли. У него оказалась опухоль мозга, которая тогда еще не была диагностирована.

       С тех пор я научился очень серьезно относиться к своим сновидениям, особенно к таким, из-за которых потом остается депрессивное ощущение.

Сфера снов, их природа и толкование всегда интересовала людей. Мы видим сны о своих надеждах, о том, как воплощаются сокровенные мечты. Нам снятся наши страхи и тревоги. Большую часть снов может занимать прямое или косвенное упоминание тех людей и событий, которые занимали наш разум в течение дня. Но иногда бывает, что сны застают нас врасплох. Психологи рассматривают сновидения как один из ключей к пониманию человеческого подсознания.

В чем же их скрытый смысл?

К сожалению, даже еврейские источники не дают нам по этому поводу четкой картины. С одной стороны, Талмуд утверждает, что сны представляют 1/60 часть пророчества.1 В то же время он говорит, что нет снов, в которых не было бы места бессмыслице,2 и что толкование сновидения зависит от того, кто его дает.3

Как поясняет Талмуд, любой сон может иметь как позитивную, так и негативную трактовку, а это зависит от толкователя.

Как же может пророчество, даже самое незначительное, быть, так сказать, доступным любому желающему и зависеть от того, как люди его объясняют?

Сон и пророчество

Любимый сын нашего праотца Яакова, Йосеф, описан в Торе как сновидец. Он сам видел вещие сны и мог помочь растолковать сны другим.

Но почему же в юности Йосеф, который прекрасно знал, что братья ревнуют к нему отца, решил еще больше их разозлить, рассказав им свои сны? Разве таким поведением он сам не раздувал пламя вражды? Неужели он, как самый обычный подросток, который стремится посоревноваться, попросту хвастался, пытаясь показать своим братьям, что Бог уготовил для него нечто большее, чем для них?..

Мой учитель раввин Йоханан Цвейг отметил очень важную фундаментальную разницу между пророчеством и сном. Когда пророку даруется видение или грядущая весть, он знает, что речь идет о будущем, которое ему показывают. Он знает, что сам сейчас находится в настоящем и просто просматривает события, которым предстоит произойти в будущем.

Сон же, напротив, представляет собой совершенно другой опыт. Тот, кто его видит, не просто смотрит в будущее. Он в тот же момент испытывает некое переживание. Он чувствует, что в этот самый момент с ним происходят события его сна.

Мы часто просыпаемся с мыслью: «Слава богу, это был всего лишь сон!» Таким образом, в отличие от пророчества, в котором пророку в настоящий момент показано видение будущего, сновидец фактически сам переносится в будущее, испытывая происходящие во сне события прямо здесь и сейчас.

Почему так важно обратить внимание на это различие?

Различия

Дело в том, что время и свобода выбора в еврейской философии играют решающую роль.

Как объясняет Маймонид,4 свобода выбора — один из основополагающих принципов иудаизма. Наши действия зависят от нас. Мы сами вольны определить свое будущее. С точки зрения Торы, предопределения не существует. Нет четкой очевидной картины конечного результата. Каждый день своей жизни мы можем просыпаться и решать, хотим быть хорошими или плохими. В результате Всевышний вознаградит или накажет нас за каждое действие и решение.

Пророчество же вполне можно воспринимать как противоречие этому принципу.

Когда пророк приходит и сообщает людям, что их ждет в будущем, это самое будущее больше не является неопределенным. Если пророк придет сегодня и объявит, что завтра нападут вавилоняне, по сути, у вавилонян не останется другого выбора, кроме как атаковать. Это должно случиться; Бог уже сказал нам, что так и будет. Получается, свобода выбора может быть поставлена под угрозу. Тогда инструменты управления будущим больше не находятся в руках человека.

В то же время следует упомянуть, что пророчества — особенно те, в которых обсуждаются довольно отдаленные по времени события, такие как, например, приход Машиаха, часто оказываются расплывчатыми, и это не случайно.

Есть много путей, в соответствии с которыми они могут сбыться. Такие пророчества не имеют предельной точности как раз потому, что речь в них идет о событиях, еще не окончательно определенных, и потому это может осуществляться различными способами. Как правило, в зависимости от того, насколько достойно мы будем себя вести.

Об этом пишет и Маймонид,5 когда поясняет, что негативные пророчества на самом деле могут и не сбыться, поскольку представляют собой предупреждения человечеству. Если мы раскаемся, то сможем предотвратить их осуществление.

Исходя из этого, различие, которое существует между пророчеством и снами, становится очень значительным. Пророчество означает, что здесь находится пророк, которому сообщают, что произойдет завтра. Таким образом, это «завтра» больше не является неопределенным. Все решено и постановлено уже сегодня; свобода выбора оказалась «скомпрометирована».

Сны же, наоборот, это опыт, в котором сновидец уже сейчас переживает будущее. Они — это вневременный опыт. Будущее здесь не провозглашено «официально» и не сведено к определенному настоящему. Это все еще зарождающееся будущее, и поэтому, по определению, поскольку существует свобода выбора, оно может пойти более чем по одному пути.

В этом и заключается суть мнения Талмуда о том, что смысл сна зависит от толкователя.

Сон, по определению, может сбыться более чем одним способом. Это все еще «будущий» опыт, пока не совершивший переход в мир времени. Таким образом, до тех пор, пока ему не будет предложено толкование, такое или иное, сон по самой своей природе может иметь несколько вариантов реализации.

Активная позиция Йосефа

Йосеф осознавал, что видел сон. У него была способность воспринимать механизмы работы вселенной за пределами времени, настраиваясь на будущие события. Когда он увидел те самые сны, которые затрагивали судьбу его и его братьев, то понял, что не может ничего не делать и спокойно ждать, пока они сбудутся.

Это не были пророчества о неминуемом будущем, которые произошли бы вне зависимости от того, будет он что-то предпринимать или нет. То были просто сны. Фактически Йосеф получил информацию о потенциале своего будущего — что могло бы произойти, если бы он совершил череду выборов в пользу такого исхода. И Йосеф понял, что должен действовать в соответствии со своими снами, чтобы конкретизировать свое потенциальное будущее и воплотить его в жизнь.

Талмуд пишет, что сон, который не был истолкован, сродни непрочитанному письму.6 Греза, относящаяся к миру снов, никогда не покидает будущего и не влияет на настоящее. Именно поэтому Йосеф понял, что он должен сам истолковать свои сны, озвучить их значение, чтобы начать реализацию своего потенциала в будущем.

Несмотря на юные годы, Йосеф был далек от подросткового хвастовства и попыток возвеличиться на фоне своих братьев. Он осознавал, что его будущее станет таким, каким оно привиделось во сне, но только если он сам приложит необходимые усилия.

Наши сны и теперь могут быть более или менее пророческими, в зависимости от того, каким количеством лишнего «шума» мы заполняем свои головы в часы бодрствования. В какой-то степени в наших силах обратить внимание на те сны, которые представляют светлую картину будущего, и постараться приложить усилия, чтобы воплотить их в реальность.

Сноски

  1.  Брахот, 57б.
  2.  Там же, 55а.
  3.  Там же, 55б.
  4.  Мишне Тора, Законы раскаяния, гл. 5.
  5.  Мишне Тора, Фундаментальные основы Торы, 10:4.
  6.  Брахот, 55а.

Источник

Запись Сны с точки зрения иудаизма впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+