«И сказал Б -г ей: два народа во чреве твоем, и две нации из утробы твоей разделятся. Народ над народом усилится, и большой будет служить младшему» (25:23).

Раши комментирует: «Два народа (гоим) во чреве твоем – написано «гордые» (геим). Это Раби и Антонинус, со стола которых не пропадала ни редька, ни хрен ни летом, ни зимой». Мы видим, что богатство Раби и Антонинуса выражалось в том, что на их столе были все дни года редька и хрен. На первый взгляд, это странно: почему именно эти два овоща выбраны, чтобы проиллюстрировать богатство этих двух мудрецов?

Ответ мы узнаем, прочитав следующую историю.

Раби Ишайя Жуковицер был богатым таможенником и состоял в рядах последователей Виленского Гаона. Он был известен своей щедростью и в проявлении гостеприимства не имел себе равных. Не многие знали о том, что он также был большим знатоком Торы.

Днем его дом был заполнен гостями из числа людей, зашедших к нему по пути. Но когда все ложились спать, он спускался в погреб и там занимался открытой и тайной частями Торы.

Это случилось накануне Шабата после полудня, когда через городок проезжали три еврейских торговца. Они уже возвращались домой после участия в ярмарке, проходившей в одном из городов Литвы.

Раби Ишайя, желая удостоиться выполнить заповедь гостеприимства, поспешил выйти им навстречу и пригласил к себе в дом, но они отказались. Они очень спешили и намеревались достичь следующего города еще до захода солнца.

Но дело в том, что у Творца мира были другие планы. Когда телега, на которой ехали торговцы, была на небольшом расстоянии от городка, у нее сломалось колесо. Извозчику ничего не оставалось, кроме как пешком вернуться в Жукович. Достигнув городка, он обратился к раби Ишайе и спросил, не соблаговолит ли тот продать ему запасное колесо, чтобы починить телегу.

Раби Ишайя, естественно, с радостью выполнил эту просьбу, но предупредил извозчика: «Скорее верни торговцев в наш городок, причем сразу ко мне домой, так как до начала Шабата они не смогут добраться до пункта назначения». Извозчик так и поступил. Торговцы тоже понимали, что ввиду сложившихся обстоятельств им лучше остаться в Жуковиче, чем встречать Шабат в дороге.

Но их ждал непредвиденный сюрприз. Когда торговцы прибыли в дом к раби Ишайе, тот принял их приветливо, но сразу же предупредил: «Господа, как владелец гостиницы я не люблю вести сложные расчеты после Шабата, поэтому хочу сразу сказать: два дня пребывания вплоть до утра воскресенья, включая три трапезы Шабата и трапезу проводов Царицы Субботы, будут стоить вам пять золотых. За эти деньги у вас будет превосходное обслуживание и вкуснейшая еда».

Цена показалась торговцам чересчур завышенной, но время не позволяло долго торговаться. Ведь им нужно было место на Шабат. Лишенные выбора, они согласились на сумму, названную раби Ишайей, а в течение Шабата пользовались своими правами: сытные трапезы, прекрасные вина и всё, чего желала душа их. Хозяин дома старался угодить им изо всех сил.

В воскресенье с утра, прежде чем выдвигаться в путь, торговцы подошли к раби Ишайе и протянули ему оговоренную плату: пять золотых с человека. Но к их удивлению, раби Ишайя отверг деньги и вернул их торговцам. «Когда мне выпадает возможность выполнить заповедь гостеприимства, – сказал он, – разве я могу продать ее за несколько золотых? Не дай Б -г мне сделать такого!»

Торговцы не могли скрыть своего удивления от странного поведения хозяина: «Если Вы хотели исполнить с нами заповедь, почему не сказали об этом с самого начала? Зачем Вы потребовали плату за проживание и еду, да еще и такую высокую?» – спросили они. А раби Ишайя пояснил: «Смотрите, если бы я изначально сказал вам, что всё бесплатно, вы вели бы себя скромно и экономно, стараясь не съесть ничего лишнего. Я же хотел как раз обратного: чтобы вы просили всего, чего захотите, и чувствовали себя свободно, требуя самое лучшее. Поэтому я притворился, что хочу взять с вас полную стоимость, даже завышенную, и так добился того, что вы не стали ни в чем себя ограничивать».

Это и есть совершенное гостеприимство, настоящее милосердие. Человек, обладающий настоящей щедростью, не довольствуется всего лишь исполнением милосердного поступка, а старается сделать его наилучшим и превосходнейшим образом.

Теперь мы можем понять, почему Раби и Антонинус старались, чтобы на их столе всегда были редька и хрен. Оба этих овоща упоминаются в Гмаре как средства, помогающие пищеварению.

Ведь Раби и Антонинус были очень старательны в исполнении заповеди гостеприимства. За их столом всегда сидело много людей, не входивших в число их родных и близких. Чтобы убедиться, что гости едят много и с аппетитом, Раби и Антонинус подавали на стол редьку и хрен, которые улучшают работу кишечника. А когда человек вкушает обильную трапезу, то ему становится радостно на сердце. Тогда заповедь исполняется самым совершенным образом!

Запись Совершенное гостеприимство впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+