Общие сведения

Пищу и напитки, которые в субботу не находились на огне, запрещено подогревать в субботу на огне или класть в кастрюлю, стоящую на огне. Но если их сняли с огня в субботу и к ним не относится запрет варки, при соблюдении ряда условий, их разрешено подогреть на покрытой блэхом плите или электрической плате. В Талмуде и книгах законоучителей данный способ подогревания пищи и напитков именуется термином «хазара» (на иврите:חזרה ), что переводится как «возвращение (пищи и напитков на источник тепла)».

Ситуации, когда для возвращения пищи и напитков на источник тепла не требуется никаких условий

Перед тем, как познакомиться с условиями, которые должны наличествовать, чтобы пищу и напитки было разрешено вернуть в субботу на источник тепла, рассмотрим ситуации, когда для этого никаких условий не требуется.

  1. На источнике тепла, который ни при каких обстоятельствах не может нагреть продукт до температуры 45℃, разрешено разогревать пищу и напитки в субботу без каких бы то ни было ограничений. В отношении источника тепла, который в определенных местах достаточно горячий, чтобы нагреть продукт до температуры 45℃, а в других местах недостаточно горячий для этого, мнения законоучителей разошлись. Согласно некоторым из них[1], разрешено ставить пищу и напитки на такой источник тепла в том месте, где он не может нагреть их до температуры 45℃. Другие[2] считают, что это запрещено. О том, как следует на практике поступать в такой ситуации, каждому следует выяснить у своего раввина.
  2. Продукты питания, к которым не относится запрет варки, разрешено разогревать в субботу на крышке кастрюли, стоящей на огне, или на крышке прибора, предназначенного для нагревания воды, который подключен к электричеству. По некоторым мнениям, в кастрюле, на крышке которой собираются греть продукты, не обязательно должна быть еда или какой-либо напиток. Согласно этому мнению, разрешено порыть огонь блэхом и после этого поставить на него пустую кастрюлю или перевернутый противень и подогреть на них пищу. Другие законоучители считают, что в посуде, на крышке которой собираются греть продукты, обязательно должна быть еда или напиток[3].
  3. В субботу разрешено разогревать пищу и напитки, к которым не относится запрет варки, на отопительных приборах, с помощью которых в будние дни не подогревают продукты питания, как, например, радиатор или батарея центрального отопления.

Условия, наличие которых позволяет в субботу вернуть пищу и напитки на источник тепла

Пищу и напитки, которые находились в субботу на огне и их сняли, чтобы отложить некоторое их количество, разрешено после этого вернуть на огонь, при соблюдении ряда условий. Перечислим эти условия, а затем изучим их более подробно.

  1. Пища и напитки должны быть полностью готовы, а жидкая пища и напитки, в дополнении к этому, не должны успеть остыть: для ашкеназов достаточно, чтобы они не остыли до конца, а для сефардов – чтобы они оставались горячее 70℃.
  2. Возвращать пищу и напитки разрешено исключительно на закрытый огонь.
  3. Снимая пищу и напитки с огня, человек должен иметь намерение вернуть их обратно.
  4. Кастрюлю с пищей или чайник с водой, которые сняли с огня, нужно держать в руках, пока их не вернут на источник тепла.
  5. Пока пищу и напитки не вернут на источник тепла, они должны оставаться теплыми. (Что касается жидкостей, как уже было отмечено ранее, для ашкеназов достаточно, чтобы они не остыли до конца, а для сефардов – чтобы они оставались горячее 70℃).

Первые два условия являются непреложными. В отношении каждого из трех последующих, существует свой отдельный закон, как следует постфактум поступить если оно не было исполнено.

Намерение вернуть

Если в момент снятия пищи или напитка с огня человек не имел намерения вернуть их обратно, постфактум разрешено их вернуть, но только если кастрюлю все это время держали в руках.

Держать в руках

Если, снимая кастрюлю с огня, человек намеревался ее вернуть, но, забывшись, поставил ее на стол, стул или разделывательный столик, постфактум разрешено вернуть кастрюлю на огонь. Но если он поставил ее на пол, в кухонный шкаф или в холодильник, т.е. в такие места, куда ставят кастрюлю, когда ее явно не собираются возвращать на огонь, ее запрещено вернуть.

Выпущенной из рук кастрюля считается в случае, если ее дно полностью коснулось пола или полки холодильника. Если же часть дна все еще в воздухе, разрешено вернуть кастрюлю на огонь.

Если отсутствуют оба условия, т.е. не было намерения вернуть пищу на источник тепла и ее выпустили из рук, пусть даже поставив на стол, стул или разделывательный столик, запрещено ее вернуть на источник тепла.

Продолжает оставаться теплой

Условие, гласящее, что пища должна оставаться теплой, в отношении нежидкой пищи не является обязательным, и постфактум ее разрешено вернуть на источник тепла, даже если она полностью остыла. В отношении жидкости такого разрешения нет, т.к. при нагревание остывшей жидкости происходит нарушение запрета варки.

Пять спорных ситуаций

Перечислим пять ситуаций, в отношении которых среди законоучителей существуют разногласия, разрешено ли поставить на закрытый огонь кастрюлю с полностью сваренной едой. Как следует поступить на практике в каждой из них, каждый должен выяснить у своего раввина.

  1. Кастрюля в субботу упала с источника тепла на пол.
  2. Кастрюлю до наступления субботы поставили на блэх или на электрическую плату, но забыли зажечь огонь или включить плату.
  3. Кастрюлю до наступления субботы собирались поставить на блэх или на электрическую плату, но забыли это сделать.
  4. Кастрюлю до наступления субботы поставили на блэх или на электрическую плату, но в какой-то момент погасло пламя или прервалась подача тока.
  5. Кастрюлю с блюдом, предназначенным на утреннюю трапезу, по ошибке сняли с огня, чтобы подать на вечернюю трапезу.

Пища, которая греется на крышке кастрюли, стоящей на огне

Кастрюлю с пищей или напитком, которая греется на крышке другой кастрюли, стоящей на огне, запрещено в субботу переставить на блэх или на плату. Это верно и в том случае, когда кастрюля вначале стояла на огне, затем ее переставили на крышку кастрюли, стоящей на огне, а теперь хотят вернуть обратно на блэх или плату.

Возвращение пищи в духовку

В отношении того, разрешено ли поставить в духовку с закрытым огнем кастрюлю с полностью сваренной едой, которая прежде там находилась, мнения законоучителей расходятся. Как следует поступить, каждому нужно выяснить у своего раввина.

Перемещение пищи и напитков, находящихся на огне из одной кастрюли в другую

Учитывая все вышеперечисленные условия, требующихся для того, чтобы было разрешено вернуть пищу на источник тепла, разрешено в субботу переместить ее из кастрюли, стоящей на огне в кастрюлю, которая находится на блэхе или на электрической плате. Аналогично этому, разрешено в субботу перелить воду из прибора, предназначенного для нагревания воды, который подключен к электричеству, в емкость, которая находится на блэхе или на электрической плате.

Если кастрюлю сняли с огня в субботу для того, чтобы часть ее содержимого подать к столу, оставшуюся в кастрюле пищу разрешено переложить в более мелкую пустую посуду и вернуть на закрытый огонь. Когда речь идет о напитках или о жидкой пище, данное разрешение актуально лишь для ашкеназов.

Если из блюда, находящегося на источнике тепла, влага испаряется слишком интенсивно и есть опасение, что оно подсохнет, разрешено долить в него в субботу кипяток, из самовара, находящегося на огне или подключенного к электричеству. При этом должен быть учтен целый ряд предосторожностей.

  1. Вливать кипяток необходимо очень осторожно, чтобы предотвратить перемешивание блюда. Желательно снять кастрюлю с блюдом с источника тепла, выполняя все условия, необходимые для того, чтобы ее было разрешено вернуть обратно, долить воду, а затем вернуть ее обратно на источник тепла. В случае, когда это тяжело сделать, можно сдвинуть кастрюлю на такое место на блэхе, под которым не горит пламя, долить кипяток, а затем вернуть кастрюлю на прежнее место.
  2. Ашкеназы должны следить за тем, чтобы вливаемая вода не остыла до конца, а сефарды должны учесть две вещи: вода должна быть горячее 70℃ и вливать ее необходимо напрямую из емкости, в которой она находилась в кастрюлю, стоящую на источнике тепла, не переливая между этим в другой сосуд, который не находился на огне.
  3. Воду, даже очень горячую, если она в субботу не находилась на огне (например, из термоса), запрещено вливать в кастрюлю, стоящую на источнике тепла. Но и вливая воду, которая находилась на огне, необходимо выполнить условия возвращения пищи на огонь: иметь намерение налить снимаемую с огня воду в кастрюлю, стоящую на источнике тепла, держать сосуд с водой в руках, возвращать ее только на закрытый огонь.
  4. Когда вливают воду в мясное блюдо из сосуда, которым обираются пользоваться для молочных продуктов, нужно постараться, чтобы горячие мясные пары не попадали в этот сосуд. (Ашкеназы могут налить воду из сосуда в немолочный стакан, а из него влить в блюдо. Для сефардов данный способ неприемлем). Если это предостережение не было учтено, постфактум сосуд мясным не становится.

Перемещение кастрюли по источнику тепла

Кастрюлю, которая стоит на блэхе и под одной ее частью находится пламя, а под другой – не находится, согласно всем мнениям разрешено передвинуть так, чтобы она полностью стояла над пламенем. Кастрюлю, которая стоит над пламенем, разрешено передвинуть на более холодное место (с намерением вернуть обратно), например, для того, чтобы набрать из нее пищу, не нарушая запрета перемешивания, а затем вернуть на прежнее место.

При пользовании электрической платой разрешено передвигать кастрюли с одного места на другое, т.к. вся площадь платы является единым источником тепла.

Согласно некоторым мнениям, кастрюлю, которая стоит на блэхе в месте, под которым не горит пламя, запрещено передвинуть в субботу в место, под которым находится пламя. Другие законоучители считают, что это разрешено.

Возвращение кастрюли на источник тепла до наступления субботы

Желательно учитывать мнение тех, кто считает, что запрет возвращать пищу на открытый огонь вступает в силу еще до наступления субботы, а точнее, с того времени, когда уже невозможно подогреть данное блюдо или данное количество воды до захода солнца, будь они полностью холодными, даже если в действительности они горячие. Возвращать пищу и напитки на закрытый огонь до наступления субботы разрешено без каких бы то ни было ограничений.

Пользование пищей и напитками, которые были возвращены на огонь без учета необходимых для этого условий

Если кастрюля была поставлена в субботу на открытый огонь, то, как только это обнаружится, ее необходимо сразу же снять с огня. Если в результате нарушения, даже если оно было непреднамеренным, вкусовые качества блюда улучшились, его запрещено употреблять в пищу до конца субботы.

Если вкусовые качества блюда не улучшились, а оно только нагрелось, согласно некоторым мнениям, его разрешено употребить в пищу после того, как оно остынет до температуры, при которой ее ставили на огонь. Другие законоучители считают, что и в этом случае его запрещено употреблять до завершения субботы.

Если блюдо в результате нарушения не улучшились, и оно не стало горячее, разрешено употреблять в субботу, даже если нарушение было преднамеренным, и даже если, не вернув его на огонь, оно бы остыло.

Если блюдо сняли с огня, не намереваясь вернуть его на источник тепла, и поставили его на пол, в кухонный шкаф или поместили в холодильник, а затем, нарушив закон, вернули на источник тепла, его постфактум разрешено употреблять в субботу.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.


[1] «Игрот Моше», «Орах Хаим», ч.1, п.94.

[2] «Хазон Иш», «Орах Хаим», 37:8.

[3] Следует заметить, что, когда разогревают мясной или молочный продукт на крышке кастрюли, стоящей на огне, необходимо предпринять меры, предотвращающие нарушение законов о разделении мясного и молочного, которые будут подробно рассматриваться в специально посвященных этой теме уроках.

Запись Возвращение пищи и напитков на источник тепла в субботу (хазара) впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+