«И расположился перед городом».

Берешит (33:18)

Наш праотец Яаков вернулся из Харана после двадцати двух лет мучительного изгнания в доме Лавана: «Днем поедал меня зной, а лед ночью, и сон уходил с глаз моих». Это была тяжелая работа, выполняемая честно и с неописуемой самоотверженностью. И в то же время все эти двадцать лет Яакову приходилось бдительно оберегать свою духовную чистоту, вопреки Лавану-арамейцу, желающему уничтожить всё то, что противоречило его вере в идолов и божков.

Яакову удалось сохранить свою чистоту и святость на высшем уровне. В комментарии к словам «С Лаваном я жил» Раши объясняет, что слово «я жил» (גרתי) в числовом значении дает 613-ть, и это указывает на то, что Яаков во время проживания в доме Лавана исполнял все 613 заповедей Торы.

По пророческому повелению он спустился с гор Харана вместе со своими женами и одиннадцатью сыновьями, будущими коленами Б -жьими. Но впереди его всё еще ждало судьбоносное противостояние с его братом Эсавом, которое могло для него ужасно закончиться. Необходимо было встретиться как с самим Эсавом, так и с его небесным ангелом-покровителем. Это испытание Яаков также прошел благополучно. «И пришел Яаков в Шалем». Наши мудрецы комментируют этот стих так: «Он был невредим (шалем) телесно, целыми остались его имущество и его Тора».

И так он добрался до равнины перед Шхемом и купил участок поля, чтобы беспрепятственно поставить на нем свой шатер и загон для скота. Что ему теперь делать? Разве не настало время покоя после всех бедствий, напряжения, борьбы? Речь не идет о долгой спокойной жизни. Ведь мы учили: «У праведников нет покоя» (Брахот, 64а), и они восходят от вершины

к вершине, расширяют свою сферу деятельности. Но хотя бы несколько дней отпуска ему полагаются, не так ли? Конечно, полагаются. Но что сделал Яаков? «И расположился перед городом». В Гмаре (Шаббат, 33б) истолковали, что он создал для жителей города новую денежную систему, организовал рынки и бани.

Как только он пришел в Шхем, то стал задаваться вопросом: что можно сделать ради жителей этого места? Как можно помочь им обрести заслуги?

Неожиданное объяснение мы находим в «Кутнот Ор»: он установил для них новую денежную систему – у них в обращении уже были монеты, на которых были выгравированы образы языческих божеств. А Яаков установил, чтобы на монетах чеканили имя царя. Так он спас их от идолопоклонства. Он организовал рынки и наполнил их плодами, чтобы жители наслаждались и благодарили Творца, благословляли Его до и после еды. Бани он организовал, чтобы поддерживать чистоту семейной жизни. Такой комментарий дается в «Кутнот Ор».

А рав Хаим Йосеф Давид Азулай (в книге «Петах Эйнаим») выражает удивление по этому поводу. Ведь всё перечисленное не имело смысла делать для жителей Шхема. Какая разница, будут ли образы божеств выгравированы на монетах, если народ продолжает служить идолам и поклоняться им? И чем поможет наполнение рынков плодами, если жители Шхема не признают Творца и не испытывают перед Ним благодарности за посланное им изобилие? Да и жены их разве станут соблюдать законы чистоты?

Он дает удивительный ответ. Яаков заботился вовсе не о жителях Шхема, а о своем доме, своей семье, своих детях. Если жители Шхема служат другим богам – это их дело. Но их монеты попадут и к его детям, и тогда они, не дай Б -г, будут совершать покупки с помощью денег, на которых изображены языческие божества. Дети Яакова будут покупать еду на рынках, и он хочет, чтобы они оценили изобилие, получили удовольствие и возблагодарили Творца. И когда его родным понадобится очиститься для соблюдения семейных отношений, они должны найти подходящее для этого место.

Вот почему наш праотец Яаков так активно принял участие в решении этих проблем. Он убедил власти города, что выгравировать на монетах имя царя вместо божков будет достойно и послужит на славу жителям; и что хорошо будет наполнить рынки разными фруктами и овощами; и что подобает построить бани для укрепления здоровья людей. Он сам устроил эти бани так, чтобы они удовлетворяли требованиям микве по всем правилам.

Таковы слова рава Азулая. И они словно свет для глаз – насколько они актуальны и в наше время!

К великому сожалению и печали, мы пребываем сегодня в таком же состоянии, в каком был в свое время наш праотец Яаков со своей семьей на земельном участке перед Шхемом. Большая часть народа отчуждена от собственного наследия. Но, увы, их действия и бездействие имеют прямое

влияние на нас и наших детей. Если они разрешат записывать любого, кто прошел реформистский гиюр, как еврея, и будут проводить через эту процедуру на основе пустых заявлений (что не имеет никакой силы согласно Алахе), как наши дети смогут заключать браки в следующем поколении? Как мы сможем узнать, кто есть кто? Если откроют фирмы и предприятия, работающие в Шабат, это не только повредит атмосфере Шабата на улицах, что само по себе уже страшно, но и наступит день, когда не станут принимать на работу религиозных евреев, соблюдающих Шабат.

А значит, всё это имеет прямое отношение к нам и нашему будущему. Из нашей недельной главы мы учим, что следует бороться с любым изъяном в общественной жизни, который может иметь негативные последствия для нас и нашего будущего. И это необходимо делать для того, чтобы наша жизнь продолжалась здесь, на Святой Земле, и мы бы стали единым народом.

Запись Яаков против Шхема впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+