Общие сведения

Развязывание (на иврите: מתיר – матир) является одной из тридцати девяти запрещенных в субботу работ. Суть запрета заключается в разъединении связанных предметов или связанных частей одного предмета. Этот запрет, как и все другие субботние работы, выводится из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Во время постройки скинии при вязании сетей для ловли хилазона – вида улитки из которой изготовляли краску, а также когда ткали полотно для внутренней драпировки храмового помещения, иногда нужно было развязывать узлы.

Законы развязывания в праздники (йом тов) идентичны законам развязывания в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.

Виды развязывания

Существует два основных фактора, определяющих запрещен ли тот или иной вид развязывания в субботу: временной, т.е. на какое время завязли предметы, и качественный, т.е. каким именно образом это сделали. Узел, который по своему качеству считается профессиональным, даже если он временный, а также постоянный узел, даже если он не считается профессиональным, запрещено развязывать в субботу. Тем более это запрещено, когда речь идет о профессиональном постоянном узле. Профессиональный – это либо узел, сделанный искусно, даже если его можно развязать одной рукой (главное, чтобы он сам по себе он не мог развязаться), либо крепкий узел, пусть даже сделанный не особо искусно.

Узел, который считается непрофессиональным и временным, разрешено развязывать в субботу. Временным считается узел, который был завязан менее, чем на сутки. О том, какие конкретно узлы считаются непрофессиональным, будет рассказано ниже.

В соответствии с тем, как обычно поступают

В отношении того, считается тот или иной узел временным, помимо намерений завязывающего его, на закон влияет также и то, на какой срок этот человек обычно завязывает подобный узел и то, на какое время его обычно завязывают все люди. Развязать узел, завязанный более чем на сутки запрещено, даже если обычно и данный конкретный человек, и все люди такой узел завязывают менее, чем на сутки. Если такой узел люди обычно завязывают более, чем на сутки, запрещено его развязать в субботу, даже если в этот раз его завязали с намерением развязать менее, чем через сутки.

Тому, кто иногда завязывает такой узел навсегда, запрещено его завязать даже менее, чем на сутки. Но если он Тому, кто такой узел обычно завязывает пусть даже более, чем на неделю, но не навсегда, а другие люди его завязывают менее, чем на неделю, ему разрешено его завязать в субботу с намерением развязать сразу после исхода субботы.

Тому, кто такой узел обычно завязывает пусть даже более, чем на неделю, но не навсегда, а другие люди его завязывают менее, чем на неделю, и он в этот раз завязал его с намерением развязать ранее, чем пройдут сутки, ему разрешено (конечно, если он не профессиональный) развязать его в субботу.

Разматывание

Разрешено в субботу размотать веревку, нить или ленточку, которыми были обмотаны предметы, даже если их обмотали с намерением, чтобы они оставались навсегда соединенными. Это разрешено, т.к. обматывание (без узлов) не считается завязыванием, а разматывание, соответственно, не считается развязыванием.

Бантик

Разрешено в субботу развязывать веревки, нити, ленты, завязанные «на бантик», даже если их завязали очень крепко и на неограниченное время, т.к. бантик не считается узлом. Это разрешено также и в случае, когда говорится о двойном банте (бантике, сделанном на бантике).

Двойной узел

Двойной узел считается профессиональным. Поэтому запрещено развязать в субботу бинт, повязку, шнурок, поясок платья, халата или фартука, тесемку детской шапочки, слюнявчика, ленточку на косичке, ручки полиэтиленового пакета и т.п., завязанные двойным узлом, даже если их намеривались развязать менее, чем через сутки.

В случае, когда человек будет испытывать физические страдания если не развяжет бинт, повязку и т.п., завязанные двойным узлом, ему разрешено в субботу их развязать, ели они были завязаны менее, чем на сутки.

Одинарный узел

Веревку, нитку, ленту и т.п., которой обмотали предметы и ее концы завязали одинарным узлом, разрешено развязать в субботу. Одинарный узел, завязанный на самой веревке, нитке, ленте и т.п., запрещено развязывать, т.к. он очень прочный и не развязывается сам собой.

Разрешено развязать в субботу одинарный узел, скрепленный бантиком, при условии, что его завязывали менее, чем на сутки. Поэтому тому, кто развязывает шнурки хотя бы раз в сутки, разрешено их развязывать (если они завязаны на одинарный узел и бантик) в субботу.

Наличие объективной причины, вынуждающей развязать узел

Одинарный узел и бантик на нем или даже двойной узел, который завязан не очень крепко, которые по объективной причине будут вынуждены развязать менее, чем через сутки, как, например, если они завязаны с помощью ремешка или шнурка, которыми человек обязательно должен воспользоваться в ближайшие сутки, разрешено развязать в субботу.

Запрет расплетать канаты

Расплетая канаты в субботу, человек нарушает запрет развязывания. На основании этого, некоторые законоучители запрещают раскручивать металлическую или пластиковую проволоку (скрутку), которую наматывают на полиэтиленовые упаковки. Скрутку, которую замотали менее, чем на 24-е часа, разрешено размотать. Желательно не раскручивать в субботу проволочную насадку, которая находится на пробке бутылки шампанского.

Галстук

Галстук, который завязали с намерением распустить его в течение ближайших 24-ех часов и сделали это таким образом, что при вынимании одного из концов галстука из петли, узел самостоятельно распадается, разрешено в субботу распустить. В отношении того, разрешено ли развязать галстук, завязанный менее, чем на сутки, узел которого сохраняется и после того, как вынули один из его концов из петли, существуют разные мнения и каждому следует выяснить данный закон у своего раввина.

Непредвиденный узел

Если человек в субботу намеревался что-либо завязать разрешенным способом, но у него неумышленно получился запрещенный узел, ему разрешено его развязать. Тем более это верно в случае, когда он завязал разрешенный узел, а затем этот узел «сам» превратился в запрещенный.

Чужие предметы

В каждом случае, когда намерение человека влияет на закон, речь идет либо о намерении хозяина предмета, либо о намерении того человека, кому хозяин предоставил полномочия распоряжаться его предметом. Но если посторонний человек без разрешения хозяев завязал его предметы одинарным узлом с бантиком, который в подобной ситуации принято развязывать в тот же день, хозяину предмета его разрешено развязать, даже если тот, кто его завязывал, намеревался оставить его навсегда.

Разрывание и разрезание

Всякий раз, когда разрешено развязать веревку, разрешено ее разорвать или разрезать, а когда запрещено развязывать – запрещено разрывать или разрезать (даже если это сделать не в том месте, где находится узел). В случае, когда разрешено развязать веревку, предпочтительней ее именно развязывать, а не разрезать или рвать. Однако, если развязывание требует особых усилий, предпочтительней ее разрезать или разорвать.

Когда речь идет о ситуации, когда развязывание веревки запрещено, еврей не имеет права ее порвать или разрезать в субботу, но он может попросить об этом нееврея.

И вообще, в случае большой нужды, когда другой возможности нет, разрешено попросить нееврея развязать даже крепко завязанный узел, если его завязали не навсегда.

Пользование тем, что было завязано в субботу

Тому (и тем более, все остальным), кто непреднамеренно сделал нарушение, развязав любой вид узла, не собираясь вместо него завязать другой, постфактум разрешено пользоваться продуктом нарушения в саму субботу.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.

Запись Законы развязывания (матир) в субботу и праздники впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+