Еврейский взгляд на богатство

Рав Йоги Робкин


После побившего все рекорды дня распродаж Amazon Prime Day появились самые новые данные о доходе компании, рассказывающие, что чистая прибыль основателя Amazon Джеффа Безоса превысила колоссальные 150 миллиардов долларов! Журнал Money Magazine подсчитал ошеломляющий чистый рост Безоса с 1 января по 1 мая этого года и обнаружил, что он составил 275 миллионов долларов в день, что составляет 11,5 миллиона долларов в час, 191 000 долларов США в минуту и 3,182 доллара США в секунду!

Известия о таком быстром и невероятном заработке приводят тому, что народ массово круглыми сутками только и мечтает, как бы оказаться на месте Джеффа. И все мы задаемся вопросом, что бы мы могли сделать, куда мы могли пойти и что мы могли купить, имея такое большое количество денег в нашем распоряжении.

Это, конечно, забавная игра, но, несмотря на весь масштаб истерии, важно не упускать из виду намного более глубокое по своей сути истинное богатство, которое всегда остается доступным для всех нас, и так же не стоит забывать об опасностях, которые всегда сопровождают необузданную погоню за деньгами

 

Чем измеряется истинное богатство?

Бен Зома очень точно говорит о том, что определение богатства в Торе сильно отличается от того, которое принято в мире. «Кто богат?» – спрашивает он: «Тот, кто доволен своей долей» (Пиркей Авот 4:1). Истинное богатство измеряется не тем, сколько всего есть у человека во владении, а тем, как мало ему недостает.

Тот, кто достиг своей цели и больше ничего не хочет – вот действительно богатый человек, тогда как погоня за деньгами и прочими земными благами, которых никогда не бывает достаточно и хочется все больше и больше, лишает человека его душевного спокойствия. Такой человек никогда не перестает мечтать о том, что следующее новое и захватывающее приобретение наконец обеспечит его этой иллюзорной внутренней безмятежностью, о которой он давно мечтал. А затем это повторяется снова, и еще, и еще…

И все напрасно. По иронии судьбы, это бесконечное стремление к деньгам и происходящее из него чувство неудовлетворенности своим нынешним положением, которое нередко сопровождает погоню за деньгами, пусть и приносит физическое богатство, но делает человека все более бедным по стандартам Торы.

Так как же мы можем стать теми людьми, которые довольны своей долей? Ответ кроется в необычной формулировке самого заявления Бен Зомы. Вместо того, чтобы использовать общие слова вроде «Тот, кто доволен тем, что у него есть» или «Тот, кому всего достаточно», он выбирает четкую фразу «Тот, кто доволен своей долей». Само слово «доля» говорит нам, что счастье связано непосредственно с тем, что каждый из нас создан Всемогущим для конкретной уникальной задачи и особенной цели в этом мире.

Так что, абсолютно не важно, есть ли у нас есть огромное богатство или, может, наши накопления намного меньше, чем у соседей. Суть в том, что наше коллективное счастье зависит от признания, что Бог “прикладывает руку” к нашим кошелькам, и принятия того, что все, что мы имеем, действительно оптимально нам подходит и именно эти условия необходимы для достижения нами нашей уникальной цели. Любая лишенная счастья зависть к другим несовместима с духовной реальностью, через призму которой мы должны смотреть на мир.

С другой стороны, царь Шломо предупреждает об опьяняющей природе денег и нашем бесконечном и бесплодном стремлении к ним: «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами, а кто любит богатство, тому нет прибытка. И это – суета.» (Коэлет 5:9). Мудрецы говорили примерно так же: «Никто не покидает этот мир, даже с наполовину выполненными желаниями. Тому, у кого есть сто, нужно двести. Если у него двести, он желает четыреста» (Коэлет Раба 1:34).

Для всех физических удовольствий этого мира существует точка пресыщения. Съешьте достаточно еды и выпейте достаточно воды, и тогда ваш желудок будет полон. При здоровом состоянии организма должно наступить чувство насыщения, и в желудке больше не останется места для большего, даже для вашего любимого блюда. Так же происходит и с другими земными удовольствиями. Жажда удовольствия требует, чтобы ее удовлетворили, и как только это произойдет, она снова замолчит, по крайней мере, на какое-то время.

Но с деньгами все иначе. Они не приносят прямого физического удовольствия и поэтому не имеют точки насыщения. Деньги скорее представляют собой капитал для получения всех будущих удовольствий. И так как потенциал будущего человека безграничен, человеческое стремление приобретать все, что может создать вокруг него комфортную среду, так же может быть безгранично, но если действительно задуматься, то довольно просто можно “приручить” эту страсть и направить ее в нужное русло. А если именно деньги становятся конечной целью, то мы никогда не сможем эту жажду удовлетворить; это бездонная яма

Иудаизм не призывает отвергать богатство и во всем себя ущемлять. Наоборот, деньги в правильных руках могут служить мощной силой на благо всего мира. Мир нуждается в большем количестве людей, которые могут заниматься благотворительностью. Но деньги следует рассматривать как средство для достижения более крупных и святых целей, а не как самоцель, смысл существования.

Джефф Безос действительно является счастливым человеком. И я сейчас говорю не об огромном количестве денег, которые у него есть, а обо всех благих возможностях, которые перед ним раскрываются с такими суммами.

Пусть Всемогущий даст ему – и нам – правильное понимание того, как нужно использовать свое богатство во имя позитивного изменения всего мира.

Запись Феноменальная сеть Джеффа Безоса и еврейский взгляд на богатство впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+