Где проблема? Проверяя «за» и «против»

Вегетарианское питание очень популярно на Западе. Некоторые делают этот выбор по эстетическим причинам: им не нравится вкус мяса, либо же они считают употребление мяса в пищу менее полезным. Другие являются вегетарианцами, считая морально неправильным есть мясо убитых животных.

 

Что думает иудаизм по этому поводу?

Для начала обратимся к истокам еврейского подхода:

В идеале, не должно быть барьеров между физическим и духовным аспектами человеческого существования. Жизнь должна быть беспрерывным выражением связи с Господином Вселенной, Создателем нашего бытия. С еврейской точки зрения, однообразные, на первый взгляд, виды деятельности: еда, сон, занятие делами, отношения и т. д. являются частью служения Всевышнему, не менее чем ритуальное соблюдение молитв, обучение и благотворительность.

Светские виды деятельности – это мост, ведущий нас к высшим сферам. Из этого следует, что процесс трапезы – это не бессмысленное чувственное излишество, и даже не необходимое нам средство для поддержания физического здоровья. Это может и должно быть той са́мой лестницей в небо – тем, что несёт святость в наши жизни.

Талмуд (в самом конце Йерушалми Киддушин) говорит, что, в конце человеческой жизни, первый вопрос Всевышнего звучит так:

«Все ли ты плоды попробовал из тех, что я поместил на землю?» Мы обязаны вкусить от всех благ земного существования. И действительно, Маймонид считает мицвой включить мясо в праздничную трапезу, чтобы увеличить радость и наслаждение. (На практике, это не распространяется на тех, кому мясо не нравится по вкусу).

 

 

В принципе, иудаизм разрешает мясоедство, при соблюдении следующих условий: данный вид животного разрешён Торой (Книга Левит, Гл. 11); животное забито по правилам шхиты (Второзаконие 12:21); некошерные элементы (кровь, а также определённые жиры и связки) удалены из туши (Книга Левит 3:17; Бытие 32:33); мясо приготовлено без смешения с молоком (Исход 34:26); сказаны соответствующие благословения (Второзаконие 8:10).

 

Талмуд говорит:

Вкушая трапезу в установленном Торой порядке и с соответствующими мыслями и пожеланиями, мы можем превратить наш стол в своего рода алтарь Б-гослужения.

 

 

Сострадание к животным

В то же время, Тора подчёркивает сострадание к животным. И действительно, не случайно, что многие из наших величайших библейских лидеров были пастухами, а Талмуд описывает, как Всевышний выбрал Моисея в лидеры еврейского народа, глядя на то, как Моисей бережно присматривает за отарами овец.

Вот несколько примеров еврейского законодательства, рассматривающих этичное обращение с животными:

 

  1. Запрещено причинять боль животным – цаар ба’алей хаим. (Талмуд, Баба Меция 32b, опирается на Исход 23:5)
  2. Человек обязан избавить животное от мучений (например, избавить его от его ноши), даже если оно принадлежит врагу. (Исход 23:5).
  3. Если животное получает от тебя пропитание, тебе запрещается есть самому, пока животное не накормлено (Талмуд – Брахот 40a, опирается на Второзаконие 11:15)
  4. Мы обязаны предоставить животным день отдыха в Шаббат (Второзаконие 20:10)
  5. Запрещено запрягать в один и тот же плуг представителей двух разных видов животных, ибо это нечестно по отношению к более слабому виду (Второзаконие 22:10)
  6.  Является мицвой отогнать птицу-мать, прежде чем взять её птенцов (Второзаконие 22:7)
  7.   Запрещено убивать корову-мать и телёнка в тот же день (Книга Левит 22:28)
  8.   Запрещено отрывать и есть конечность, оторванную у живого животного (Бытие 9:4; это один из законов Ноаха, распространяющийся на евреев и неевреев.)
  9. Шхита (ритуальный забой) должна быть сделана с минимальной болью для животного. Лезвие должно быть тщательно проверено, чтобы быть уверенным, что возможна наименее болезненная форма смерти. («Хинух» 451; «При Мегадим» – Введение в Законы Шхиты)
  10.    Наши мудрецы относятся к спортивной охоте с серьёзным неодобрением. (Талмуд – Авода Зара 18b; «Нода БеЙехуда» 2-YD 10)

 

Обыденное или надменное отношение к жизни животного противоречит нормам еврейского поведения. Нижеследующая история показывает нам наглядный пример:

В одной небольшой европейской деревне шойхет (еврейский мясник) взял немного воды, чтобы подготовить лезвие к процессу. Вдруг он увидел очень старого мужчину, стоящего на некотором расстоянии от него. Старик смотрел на него и неодобрительно качал головой из стороны в сторону. В конце концов, молодой шойхет попросил объяснения у старика.

Тот ответил, что он увидел, как шойхет готовит лезвие и он вспомнил, как много лет назад, во времена его молодости, он наблюдал как святой Рабби Исраэль Бааль Шем Тов (основатель хасидского движения) тоже готовил лезвие. Но была разница, объяснил старик: Рабби Исраэль не нуждался в воде, чтобы заострить лезвие – хватало слёз, катящихся из его глаз.

 

 

 

Иерархия сотворённого

В то время как Еврейский Закон защищает этическое обращение с животными, иудаизм также утверждает, что животные созданы, чтобы служить людям, как сказано: «И да владычествует человек над рыбами, птицами и зверями» (Бытие 1:26). Существует чёткая иерархия созданного – с человеком на вершине.

Маймонид определяет четыре уровня иерархии создания, в которых каждое существо получает пропитание из нижнего под ним уровня:

Первый уровень: Домаим – тихая, безжизненная сфера (то есть земля и минералы) представляет собой низшую форму существования и кормит себя сама.
Второй уровень: Цомей’ах – растительность, кормящаяся за счёт предыдущего уровня, земли.
Третий уровень: Хай – царство животных, питающихся, в основном, растительностью.
Четвёртый уровень: Медабер – люди (дословный перевод: говорящие) питаются и растительностью, и животными.

 

При употреблении пищи, её свойства переходят к едоку. Поэтому Талмуд (Песахим 59b) подчёркивает, что мы можем морально оправданно есть животных, только в тех случаях, когда мы находимся в высокодуховном поиске. Лишь тогда, когда человек использует свой максимальный потенциал, съеденное животное, так сказать, поднимается до уровня «человека».

В еврейском сознании, высочайший уровень, который может достигнуть животное, это быть съеденным человеком во время Б-гоугодной трапезы. Курица на Субботнем столе это очень счастливая курица! (см. «Тания», гл. 7)

Однако, если человек ведёт себя как животное, то по какому праву он будет есть свою «ровню»? Как он сможет повысить духовный уровень животного, употребляя его в пищу?

Таким образом, перед тем, как кушать мясо, мы должны рассудительно спросить себя: сможем ли мы, такие как мы есть, действительно сделать добро этому животному?

Если трапеза это не просто акт «бездумного потребления», а, напротив, действие, направленное на получение энергии от еды, с целью дальнейшего улучшения мира, то трапеза поднимается до уровня Б-гослужения.

 

 

Радикальное расширение

Права животных могут быть мечом, острым по обоим краям: В то время, как царство животных является важным и с ним нужно обращаться этично, мы должны осознавать, что не все виды равны. Среди всех живых существ лишь человек создан «по образу и подобию Б-жьему» (Бытие 1:26).

Если границы сознательно размываются, если человеческая и звериная жизни объявляются одинаково священными, может зародиться опасная философия, считающая, что убийство человека не более ужасающе чем убийство животного.

Рабби Йосеф Альбо (14 век) утверждает, что такая философия ведёт свои корни из библейской истории о Каине и Авеле. Бытие, Глава 4, описывает, как Каин принёс в жертву зерно, в то время как Авель приносил животных. Рабби Альбо объясняет, что Каин считал людей и животных одинаково ценными и, соответственно, чувствовал, что у него нет права их убивать.

Затем Каин продолжил мыслить согласно своей извращённой логике: если люди и животные, в сущности, равны, значит, уж если ты можешь убить животного, то и у брата можешь забрать жизнь. Так Каин обосновывал для себя убийство Авеля.

В недалёком прошлом, радикальное расширение философии Каина наблюдалось в 1930-х годах, когда нацисты принимали множество законов по защите животных, например, ограничения на использование живых зверей в биомедицинских экспериментах («вивисекция»). Всё то же самое время нацисты убивали миллионы людей. (При этом евреям, в рамках немецкого законодательства, дали официальный статус «недочеловек») Границы между человеком и животным стали совсем нечёткими.

В наше время радикальнoe вегетарианство исповедует организация ПЕТА (Люди за этичное обращение с животными). Просто один пример: шокирующий мультемедиа-дисплей от ПЕТА, «Холокост на Вашей Тарелке», сопоставляет фотоснимки жертв нацистских лагерей со снимками птицеферм, пытаясь объявить ситуацию морально похожей.

Также и в академических кругах, философ Питер Сингер из Принстонского Университета активно писал и давал лекции на тему, как благополучие животных заменяет благополучие больных малышей; кроме того, он призывает общество признать сожительство между людьми и животными.

Присутствующее в иудаизме разрешение на употребление животных в пищу служит прагматической живой изгородью против подобного экстремизма, постоянно напоминая человеку о его уникальном статусе среди созданий Творца. Каббалист 18 века, Рабби Моше Хаим Луцатто, объясняет, что все живые существа – люди и животные – имеют душу. Однако, не все эти души сотворены одинаковыми. Душа животных позволяет им жить и пользоваться инстинктами выживания, размножения, страха и т. д. Но лишь люди, с душой от Всевышнего, имеют способность поддерживать связь с Б-гом, это трансцендентальный аспект. Только люди имеют способность делать выбор в пользу высокого «духовного удовольствия» – например, помогать бедным, даже в ущерб низкого «телесного удовольствия», например, накопления побольше еды для себя. Вы никогда не увидите голодную собаку, говорящую своим друзьям: «Давайте не будем драться из-за этого» или «Давайте прибережём немного еды для других собак, которые пока что отсутствуют».

Рабби Авраам Исаак Кук (предположительно вегетарианец) пишет, что человеку была дарована власть над животными, чтобы подчеркнуть наше духовное превосходство и повышенные моральные обязательства. Если бы люди предоставили животным права человека, то, так же, как мы не ожидаем высоких моральных стандартов от животных, нам бы пришлось – как это не печально –  понизить наши ожидания к человеку.

Исторические прецеденты

С исторической точки зрения, Адам и Ева были вегетарианцами, как сказано: «фруктами и овощами питайтесь» (Бытие 1:29). Лишь Ноаху и его потомкам было разрешено мясо после Потопа (Бытие 9:3; Талмуд – Санхедрин 59b).

Зачем это изменение?

Некоторые комментаторы объясняют, что перед Потопом человек находился над пищевой цепочкой, понимая свою ответственность заботиться о мире и обо всём, что в нём находится. После Потопа уровень человечества упал и привязался к пищевой цепочке, хотя и к вершине. Уменьшились возможности человечества влиять на животный мир действием, а соответственно, стало необходимым оказывать более прямое влияние на животный мир, употребляя его представителей в пищу.

Уже упомянутый выше Рабби Йосеф Альбо утверждает, что извращённая логика Каина была принята последующими поколениями и мясо было разрешено Ноаху в пищу, чтобы подчеркнуть преимущество человечества над животным миром.

Другой комментатор, Малбим, объясняет изменение физическим фактором: в послепотопную эру человечество ослабло. Так как качество пищевых продуктов ухудшилось, а человечество рассеялось по планете в разные климатические зоны, стало необходимым включить в рацион животную пищу.  

Некоторые считают прецедент Адама и Евы доказательством того, что в идеальном мире, т. е. в грядущую эпоху Мошиаха, человечество вернётся ко всеобщему вегетарианству. Однако, подавляющее большинство еврейских мудрецов утверждают, что в эпоху Мошиаха возобновятся жертвоприношения животных. И действительно, Талмуд (Баба Батра, 75а) говорит о том, что, когда Мошиах придёт, Всевышний приготовит обильную мясную трапезу для праведников.

 

Подводя итоги

Можно сделать вывод, что иудаизм разрешает вегетарианство, но в зависимости от причины принятия решения:

Вегетарианство, основанное на идеи, что у нас нет морального права убивать животных, не принимается с точки зрения иудаизма. Вегетарианство по причине эстетики или здоровья допускается; и действительно Тора обязывает нас «внимательно следить за собой» (Второзаконие 4:15), то есть мы должны следить за тем, подходит ли нашему здоровью рацион, основанный на мясе.

Следует обратить внимание на постоянно растущее число заболеваний у животных из-за условий содержания на фермах, гормонов роста, антибиотиков и других препаратов, получаемых животными. Это всё может быть потенциальным риском для человеческого здоровья.

Кроме того, есть вероятность нарушения цаар баалай хаим (причинение боли животным) из-за методов массового выращивания, транспортировки и забоя скота. Величайший мудрец Америки 20 века, Рабби Моше Файнштейн, запретил содержать коров (телят) в ущербных условиях, также запретил кормить скот химикалиями вместо еды, ибо такое кормление лишает скот удовольствия от еды («Игрос Моше» ЕХ 4:92).

Еврейское сознание требует от нас постоянного внимания к вопросам сохранения и защиты нашего естественного мира.

Рабби Бенцион из Бобова прогуливался с учеником, глубоко погрузившись в научную дискуссию. Когда они проходили мимо одного дерева, ученик машинально оторвал листочек и разорвал на кусочки.

Рабби Бенцион резко остановился. Ошеломлённый ученик спросил, что не так. В ответ, рабби спросил учащегося, почему тот оторвал листик у дерева.  

Шокированный ученик не знал, что ответить.

Рабби объяснил, что всё в природе – птицы, деревья, даже каждая травинка – всё, что Всевышний создал в этом мире, поёт свою молитву Творцу. Если они нужны для пропитания, их поедают и они становятся частью песни более высокого вида. Но, бессмысленно отрывая листок от дерева, мы беспощадно прерываем его песню и вырываем инструмент из симфонического оркестра природы.

Да, иудаизм разрешает мясоедство, если соблюдены условия правильного намерения и сосредоточенности: с помощью Б-жественной энергии, содержащейся в мясе, подняться на новый человеческий уровень; использовать энергию, полученную от еды, чтобы справляться с духовными и моральными обязательствами; и служить Всевышнему с помощью радостей его мира.

Для дальнейшего изучения: «Вегетарианство и Иудаизм», автор Рабби Джей Давид Блейх, Галахические проблемы современности, Том III / «Vegetarianism and Judaism», Rabbi J. David Bleich, Contemporary Halakhic Problems, Volume III.

Запись Иудаизм и Вегетарианство впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+