Браузеры. Восстановление. Windows. Оптимизаторы. Антивирус

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться. Исходя из практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации..

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта, побудить его к передаче информации в той или иной форме. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Бессознательные психические процессы для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется еще одна функция бессознательного: оно обеспечивает «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых «защитных механизмов» сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что они вытесняют или подавляют всю ту информацию из сознания, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств - свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., как правило, не осознаются человеком. Многим психическим явлениям присущи элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это - автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые человеком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются, вне его сознания.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности, также не всегда осознаются им. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны определенные обстоятельства, которые раскроют эти черты как элементы личности. Иногда человек не осознает своих способностей и они раскрываются по мере развития его самосознания в процессе практической деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного; это обычные психические явления, но не достигшие уровня сознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации:

    Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих для вас интерес.

    Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица или для завязывания разговора на политическую тему, можно использовать соответствующие газеты или журналы.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы личные вещи этого человека (предметы туалета, книги и т. д.); предметы, принадлежащие близким этого человека, или иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов прошлого - процесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как правило, непреднамеренны, в том смысле, что лицо, интересующее нас, рассказывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает интересующую вас информацию.

Необходимые условия для успешного применения этого приема:

    предмет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, который бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению;

    демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией;

    ваши действия и поступки при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что основное правило применения этого приема следующее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной, то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам способ ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной вопрос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания.

Основные условия успешного применения данного приема состоят в следующем:

    тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную значимость и ценность;

    смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации;

    действия и поступки лица, осуществляющего получение информации должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным особенностям личности.

Методические условия использования данного приема:

    смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса;

    тема не должна быть и слишком отдалена от основного выясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей вас информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему для вас интерес. В целенаправленных беседах можно использовать стремление человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить личную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложившиеся с заинтересованным лицом взаимоотношения. С учетом того, как этот человек относится к вам, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

    стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;

    чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;

    желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;

    потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание применять при получении интересующей информации специфические приемы этого метода, такие как обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

1. Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отношения и способствует проявлению искренности с их стороны.

    перед похвалой всегда следует сделать комплимент;

    при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу;

    подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

2. Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

    нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого человека: он бросает частые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать.

    нельзя в это время навязывать интересующему вас человеку свою тему разговора;

    проявление равнодушия с вашей стороны может побудить этого человека к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с вами. При отсутствии доверительности равнодушное отношение к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

3. Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказываниями. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап - период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. Заканчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос, сделав неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения, показать свою осведомленность в чем-либо.

4. Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема:

    неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора;

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

5. Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатоками» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного приема:

    неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент;

    такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать - не сказать и т. д.;

    человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

6. Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую вас информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

    при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические особенности;

    требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности;

    источник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

7. Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побудить его к взаимности и откровенности.

8. Подбрасывание ложных доказательств . Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому искушенные в психологии люди стараются избегать прямого давления на человека, а предпочитают косвенное воздействие на его образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам. Искусство получения информации состоит как раз в том, что при грамотной подаче определенных фактов объект вашего интереса должен сделать именно те однозначные выводы, на которые вы и рассчитываете.

9. Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, чтобы, нарочито принижая собственные умственные способности, создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате человек теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается. На самом деле простаком оказывается он сам, а не вы.

Методика получения интересующей информации

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Вы должны правильно представлять себе, какие черты характера интересующего вас лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе. В первую очередь следует обратить внимание на степень его внушаемости и конформности, а также на такую слабость характера, как болтливость. Есть люди, которые не могут хранить в себе ни одной зародившейся в их голове мысли, ни одного известия, услышанного от других. Пока эти люди не расскажут того, что у них имеется, нескольким лицам, каждому особо, они не могут быть спокойными. Эта черта часто используется и должна использоваться в целенаправленных беседах: в них намеренно вовлекаются люди, обладающие подобными чертами. Знание черт характера человека дает возможность использовать тщеславие и честолюбие людей. При определенных обстоятельствах люди с такими чертами характера могут пойти на необдуманные поступки и высказывания только для того, чтобы привлечь к себе внимание и заслужить положительную оценку другого человека.

Необходимо также иметь в виду, что для большинства людей говорить правду всегда легче, чем лгать. Поэтому в ситуациях, где приходится говорить неправду или скрывать правду, многие теряются и допускают так называемые «проговоры», непроизвольно высказывают истину, что всегда необходимо учитывать.

Важно отмечать интеллектуальные и речевые способности собеседника, особенности его памяти и наблюдательности. Это помогает составить правильное представление о человеке и более объективнее оценить сообщаемые им данные. Важно также знать степень общительности человека: насколько легко с ним можно завязать разговор, какую позицию он обычно занимает в беседе. Следует учитывать и настроение человека во время беседы. События, предшествующие беседе, могут в значительной степени повлиять на состояние собеседника, на его переживания, на готовность начать беседу и поддерживать ее. Таким образом, различные стороны личности интересующего нас субъекта могут привести к непроизвольным высказываниям.

При окончательной оценке личных качеств собеседника следует избегать предубежденности и торопливости в составлении мнения. Предубежденность мешает объективному восприятию человека и ведет к ошибочным выводам. Кроме того, бывают случаи, когда люди, казавшиеся вначале замкнутыми, оказываются впоследствии весьма приятными собеседниками.

Для того чтобы целенаправленная беседа прошла успешно, вы должны обладать достаточной общей подготовкой, позволяющей легко и непринужденно поддержать беседу и развить ее в нужном направлении. Наличие эрудиции помогает в беседах с людьми различных профессий и интересов, разных социальных и возрастных групп. Общая подготовка и эрудиция должны также включать глубокие знания в области, представляющей интерес для собеседника.

Психологическая подготовка к целенаправленным беседам включает в себя несколько компонентов. Одним из них является создание оптимального психологического настроя, позволяющего без значительных усилий приступить к проведению беседы.

    Для того чтобы освободиться от напряжения, поддержать в собеседнике готовность к общению, следует отвлечься от предстоящего действия, вспомнить ситуации, в которых вы успешно решали аналогичные задачи. Важно мобилизовать себя на предстоящее действие и постоянно это поддерживать.

    Другим важным аспектом психологической подготовки является отработка оптимальной линии поведения в предстоящей беседе. Для успешного получения информации следует в беседе держать себя свободно, уверенно и даже несколько снисходительно. Выбор линии поведения зависит от индивидуальных качеств, характера и темперамента интересующей вас личности.

    Самостоятельным компонентом психологической подготовки к получению информации является прогнозирование конкретных ситуаций, которые могут осложнить выполнение задачи: изменение настроения собеседника, настороженность, обида, неблагоприятные эмоциональные реакции. Хорошая подготовка к беседе придает уверенность и спокойствие в ситуации, где на обдумывание решения практически не остается времени.

    Практика показывает, что условия проведения беседы существенно влияют на ее процесс. «Неформальная обстановка», спокойное место, располагающее к непринужденному разговору, время достаточное для обстоятельной беседы, помогают решению задач по получению информации. Целенаправленные беседы лучше всего проводить в неофициальной обстановке, когда интересующий вас человек свободен от выполнения профессиональных обязанностей.

    При вступлении в беседу следует постараться создать непринужденную обстановку. Начальная тема должна максимально помочь установлению психологического контакта и позволить в дальнейшем перевести разговор в интересующее вас русло.

    Попытки получить информацию без предварительно установленного контакта обычно не приводят к желаемому результату. Однако не следует чрезмерно затягивать начальную стадию беседы в ущерб решению основных задач по получению информации. Затягивание разговора при обсуждении общих тем также может привести к нежелательным результатам. После получения необходимой информации следует постепенно свести разговор к нейтральной теме и продолжить беседу еще некоторое время.

Юрий Чуфаровский,
доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московской финансово-юридической академии.

Ради счастья, ради нашего,
Если хочешь ты его,
Ни о чем меня не спрашивай,
Не расспрашивай, не выспрашивай,
Не выведывай ничего.

Свадьба в Малиновке

Выведывание (Выспрашивание) как качество личности – склонность строить общение на постоянных вопросах; допытываться, разузнавать что-либо, стараться узнать всю подноготную, докопаться до чего-то тайного, скрываемого от других.

Муж приезжает домой из командировки и начинает выведывать у жены: — Сергей Иваныч приходил? — Приходил. — Что вы с ним делали? — Чай пили. — А еще? — Музыку слушали. — А еще? — Целовались. — Куда целовались? — В губы. — А еще? — В шею. — А еще? — В грудь. — А еще? — В живот. — А еще? — В колени. — Ты не перескакивай!!!

Есть люди, общаясь с которыми, чувствуешь себя как на допросе в кабинете следователя. Искусно выстраивая нить разговора, они задают бесконечные вопросы так, что у собеседника просто не появляется возможность спросить что-то в ответ. Выведыватель всё время перехватывает инициативу и, внимательно выслушав заданный вопрос, тут же задаёт следующий. Цель его ясна – узнать всю подноготную.

— Не скажешь подлинной (правды), скажешь подноготную, — говорили палачи обвиняемому, если считали, что он продолжает отпираться. И тогда наступал черед следующей, еще более ужасной пытки. Несчастному загоняли под ногти пальцев рук и ног железные гвозди. Правда, выведанная при этом истязании, называлась «подноготной». Отсюда «узнать всю подноготную» значит: проникнуть в тайну, выведать всю правду.

Выведывание – образцовое активное слушание. Тщеславный, горделивый, эгоистичный человек может быть польщён градом вопросов. Его слушают, ложное эго разбухает от удовольствия. Можно дать волю языку, похвастать, побравадиться, рассказать всё о себе любимом. Словом, для эгоцентриста выведыватель – самый обаятельный и привлекательный собеседник, при котором волшебным образом растёт собственная важность и значимость.

Выведывание может осуществляться под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества.

Благостное выведывание обслуживает пытливый разум. Человек, стремясь к знанию, сталкивается с сомнениями, неясностями. Для того и существует Учитель, чтобы ответить на возникшие вопросы. Чем больше ученик знает, тем более квалифицированные вопросы задаёт. Вопросы требуют определённой подготовленности, иначе они будут несуразными и глупыми. Нерадивый ученик или не задаёт вопросов вообще, или задаёт вопросы, по которым сразу становится ясно, что он «плавает» по данной теме, что он абсолютно не подготовлен. Словом, благостное выведывание можно только приветствовать, ибо оно является тропинкой к знанию, к Абсолютной Истине.

Страстное выведывание подчинено корысти. Человек в страсти выспрашивает собеседника не ради личностного роста и развития разума, он надеется получить полезную информацию, которую при случае можно использовать в своих корыстных целях. Выведыватель в страсти похож на магнитофон: он записывает в память всё, что слышит, надеясь при соответствующих обстоятельствах вытащить из подвалов памяти нужную ему информацию. Некоторые выведыватели делают процесс записи сознательно, некоторые в силу своих качеств личности. Например, коварный, вероломный человек, выспрашивая жертву, словно лист за листом вкладывает в папку компрометирующую информацию, как на самого собеседника, так и на тех, о ком он разболтал. Один чешет языком, второй собирает компромат.

Выведывание в страсти – довольно простой и главное законный способ допытаться и узнать то, о чём собеседник не хотел бы говорить. Никакого насилия, никакого грубого давления и при этом клиент всё рассказывает сам, как в кабинете у врача. Обычно ему даже в голову не приходит мысль, что его сознанием управляют, что им фактически манипулируют и опрашивают по интересующему вопросу.

Выведыватель в страсти хитёр, он всегда создаёт такие условия, при которых собеседник обязательно проболтается и скажет то, о чем в других ситуациях предпочитал бы молчать.

Выведывание в невежестве опирается на насилие. К примеру, криминальные элементы, зачастую, добиваются получения информации насильственным путём: избиениями, пытками, похищением женщин и детей, шантажом.

Журналист Александр Флоранский рассказывает, как происходит выведывание секретной информации. Существует множество приемов и техник выведывания секретных данных. Ниже описаны некоторые из них.

Напускное знание: манипулятор может упомянуть об общих знакомых из определенного круга: «По словам ребят из компьютерной сети, с которыми я работал…». Во время разговора лицо, намеревающееся получить инсайдерскую информацию, может назвать цифры в пределах от слишком высоких до низких, с той целью, чтобы получить более точные данные: «Я предполагаю, что тарифные ставки в обозримом будущем резко повысятся – в пределах от пяти до пятнадцати процентов». Ответ: «Вероятно, около семи долларов».

Может быть, вы расскажете кое-что поинтереснее? Рассказав интересную историю, манипулятор может предположить, что найдется человек, который попытается его превзойти. «Я слышал, что компания «М» разрабатывает продукт, способный произвести революцию в сфере…».

Приманка. Говоря о якобы конфиденциальных сведениях, манипулятор, в свою очередь, может рассчитывать, что и ему поведают конфиденциальную информацию. «Только между нами», «не для печати».

Критика. Критикуя человека или же организацию, в отношении которой у объекта манипуляции имеются определенные интересы, манипулятор может рассчитывать на то, что, защищаясь, объект выдаст больше о секретных сведений. «Каким образом вашей компании удалось заполучить этот контракт? Ведь каждому известно, что у компании «Б» имеются более квалифицированные инженеры для этого типа работ».

Преднамеренные ложные утверждения/Отрицание очевидных фактов. Сказав что-то не вполне соответствующее действительности, лицо пытающееся выведать важные детали, может рассчитывать, что собеседник его поправит и расскажет о том, как на самом деле как обстоят дела. «Все знают, что этот проект не имеет будущего, для DARPA это лишь мечта, которой не суждено воплотиться в реальности».

Напускное невежество. Притворившись несведущим в определенной теме, можно эксплуатировать страсть объекта манипуляции к повышению образовательного уровня других. «Я неофит, и мне пригодится любая сторонняя помощь». «Как работает эта штука?».

Лесть. Хваля личные качества объекта, манипулятор может выведать то, что ему нужно. «Я не сомневаюсь, что в разработке этого проекта вы играли роль первой скрипки».

Хороший слушатель. Метод использования в собственных целях склонности собеседника к хвастовству или жалобам. Терпеливо вслушиваясь в рассказ, манипулятор может сделать вид, будто бы понимает чувства (позитивные или же негативные) объекта. Если человек чувствует, что может кому-то довериться, тогда вероятность того, что тайный агент узнает больше ценных сведений, возрастает.

Наводящий вопрос. Тактика построения вопроса, ответом на который будет «да» или «нет», но в вопросе обязательно должно содержаться как минимум одно предположение. «Вы работали с комплексными системами тестирования до того, как ушли из компании «А»? (вместо: «Какими были ваши обязанности на прежней работе?»).

От общего к частному. В начале разговора речь идет лишь об общих предметах, затем манипулятор постепенно затрагивает темы, непосредственно его интересующие. Навскидку, беседа может начаться с обсуждения общеэкономической ситуации в стране, правительственных трат, затем сокращения оборонного бюджета, дальше – «А что произойдет с вашей программой «Х», если финансирование в прежнем объеме выделяться не будет?». Хороший манипулятор, задав такой вопрос, попытается вновь перейти к обсуждению макро-вопросов.

Общие интересы. Эта тактика предполагает, что наличие общих точек соприкосновения, интересов, хобби, взаимного опыта, будет использоваться для наращивания доверия, прежде чем манипулятор обратиться с просьбой, передать ему некоторые сведения. «Ваш брат служил в Ираке? Мой тоже. В каком городе был дислоцирован его батальон?».

Косвенный вопрос. Обсуждение предметов, в ходе которых могут выясниться дополнительные обстоятельства. Вопрос о продовольственном обслуживании рабочей группы может на самом деле являться попыткой выяснить, какой доступ служащие имеют к некоторым отделам структуры, в которой они работают.

Сомнение, напускной скептицизм. При использовании такой тактики выражается сомнение в надежде, что собеседник предоставит ценную информацию в свою защиту. «Весьма маловероятно, чтобы вы разработали эту технологию так быстро!», «Это хорошо в теории, но…».

Провокационные утверждения . Спровоцировать собеседника на прямой вопрос с целью создания подспорья для дальнейшей беседы. «Я не принял предложения о работе и теперь очень жалею». Овеет: «Почему?». Поскольку человек задает вопрос, кажущийся более или менее безобидным, дальнейший ход разговора будет протекать более непринужденно.

Анкетный опрос. Манипулятор формулирует ряд вопросов, определяя подходящую цель опроса, цель которого состоит лишь в том, чтобы получать утвердительные ответы. В современной риторике метод построения логической цепочки вопросов, согласно которому оппонент вынужден отвечать «да, да, да», известен как метод Сократа.

Интервью как уловка. Некто, представившийся агентом по найму рабочей силы, может позвонить вам и спросить о вашем опыте, квалификации и также недавних проектах.

Цель и аутсайдер. Тайный агент может спрашивать и об организации, в которой объект не работает. Иногда друзья, семья, представители дочерних компаний, либо конкурирующей фирмы могут владеть информацией, которая на первый взгляд не представляет стратегического интереса.

Услуга за услугу. Манипулятор может предоставить информацию, надеясь, что ему отплатят той же монетой. «Инфракрасные датчики нашей компании точны лишь на 80%, если их использовать на дальней дистанции. А как ваши разработки по этой части?».

Повторение ключевых фраз. Повторяя определенные положения, манипулятор может полагать, что оппонент расскажет больше, чем он уже поведал. «Радиус действия 3 тысячи метров, гм… интересно».

Противостояние попыткам выведать информацию.

Необходимо знать, какого рода информацию не следует обсуждать с посторонними и быть бдительным во время бесед с людьми, которые ищут такие сведения. Не обсуждайте информацию с людьми, не имеющими к ней непосредственного отношения, включая личные сведения, касательно вашей семьи, либо ваших коллег по работе. Вы можете вежливо отразить попытки выведать тайные сведения:

— Сказав, что они доступны в открытых источниках (сайты, пресс-релизы)
— Ответив на вопрос любым контрвопросом
— Спросив: «Чем вызван ваш интерес?»
— Ответив неопределенно
— Сказав, что не знаете ответа
— Сказав, что вы можете разъяснить конкретный вопрос в отделе службы безопасности
— Заявив, что не уполномочены обсуждать подобные вопросы
— Игнорируйте любой вопрос, или утверждение, которое, по вашему мнению, является неуместным и не относится к предмету разговора.

Петр Ковалев

Выведывание всегда было одним из самых эффективных приемов для получения ответов на вопросы, которые напрямую задать нельзя. Сам процесс выведывания лежит на стыке методик психологии, социальной инженерии, НЛП и межличностного общения. Заключается он в получении от человека (собеседника) той информации, которую он при других условиях ни за что разглашать бы не стал. Грубо говоря, это понуждение человека сказать то, что он говорить не хотел бы, без использования какого бы то ни было давления. Фактически, в процессе выведывания его инициатор создает условия, в которых его собеседник сам обо всем рассказывает, не замечая того.

О выведывании информации у человека в своей книге «Конкурентная разведка» пишет российский специалист по применению технологий разведки в бизнесе Евгений Ющук.

Мы же попытаемся сами проанализировать возможности этого метода.

Итак, выведывание - это конкретный технический прием получения от человека острой информации с использованием законных и этичных методов. Целью этого приема может быть абсолютно любая информации, которая не является уж слишком важной и засекреченной (как коды для пусков ядерных ракет), но имеет ограниченный доступ. И человек, который этой информацией владеет, не ответил бы вам, спроси вы его напрямую. Например, показатели продаж его компании или планы по выведению нового продукта на рынок.

Совершенно естественно, что на ваш вопрос «Сколько вы продали товаров в этом году?» ваш визави возмущенно ответит, что это является коммерческой тайной. Ибо такой вопрос сразу же дает сигнал психологической защите о попытке получения той информации, доступ к которой ограничен. Основная задача при выведывании информации — снять такую психологическую защиту, для того чтобы собеседник не расценивал вас как потенциального врага.

Техника построена на социальной и психологической тактике, которая должна снять настороженность цели, которая не позволит ей выдать деликатную информацию.

Для достижения этой цели используются разные приемы.

1. Расслабление. Еще этот прием называется «постановкой смежной темы».

Заключается этот прием в том, что, когда беседа плавно перетекает из одной плоскости в другую, психологическая защита вашего собеседника может не среагировать в тот момент, когда вы уже окажетесь на «горячей» территории. А нам это и нужно.

Простыми утрированными словами, - начав разговор о погоде, птичках и надвигающихся холодах, можно плавно перейти к повышению цен на энергоносители и перспективы объемов их закупок. Если сделать это достаточно аккуратно, то собеседник воспримет эту беседу («обмен информацией»), как само собой разумеющееся светское общение. В этот момент его «ограничители» могут не сработать, а так как человеку свойственно делиться имеющейся у него информацией - есть возможность, что он произнесет именно те слова, которые приоткроют вам завесу коммерческой тайны.

2. Использование тщеславия. Или доказывание заведомо ложных аргументов.

Все мы по своей природе немного тщеславны. Особенно подвержены этому недостатку люди, которые являются квалифицированными специалистами в своей сфере. Всем наверное не раз приходилось слышать, что услышав непрофессиональные высказывания на узкопрофессиональную тему, специалист считает своим долгом поправить неуча и «поставить на место зарвавшегося выскочку».

Если заставить человека аргументировать свою позицию, ставя под сомнение правильность его точки зрения, то рано или поздно, для усиления своих слов, он может сказать то, что в «нормальном состоянии» никогда бы не выдал. Этот человек начнет приводить примеры из жизни, подтверждающие его правоту. В 99 % случаев он начнет со слов: «Вот у нас в компании...»

К методу использования тщеславия можно отнести и прием, когда вы создаете в глазах специалиста образ нерадивого ученика, который обращается к своему учителю и наставнику. Опыт показывает, что люди науки очень подвержены менторскому поведению, которое часто заменяет им общественное признание. Используя правильно такое поведение вашего собеседника, попутно показывая свою неосведомленность, можно добиться серьезных успехов в получении данных ограниченного пользования.

3. Ты мне - я тебе.

Данный метод, который заключается в обмене информацией, считается не достаточно эффективным и должен использоваться только после тщательного изучения собеседника.

Именно то, насколько успешно вам удастся построить межличностные отношения с вашим собеседником (грубо говоря - «понравитесь ли вы?»), настолько вы можете рассчитывать на достижение успеха в процессе выведывания.

В связи с этим одним из основных и важнейших этапов выведывания является «подход» к вашей цели. Сам момент знакомства (если вы были не знакомы). Здесь надо учитывать особенности каждого конкретного человека и среды его жизни. В государственной разведке порой бывает, что человека изучают месяцами, чтобы сделать к нему поход.

Например, одним из модных приемов советской разведки было организация «легкого ДТП» с участием целевого человека. Так, советские разведчики, желая познакомиться с потенциальным источником, легенько «въезжали ему в зад на светофоре», после чего, рассыпаясь в извинениях и предлагая всяческую помощь в заглаживании неприятного инцидента, знакомились с человеком ближе. В нашей стране, вряд ли ДТП может послужить путем к хорошему расположению со стороны другого человека.

В конкурентной разведке, напротив, порой бывает необходимо составить впечатление о человеке в течение 2-х минут, чтобы сразу же познакомиться на конференции или выставке.

Выведывание в оффлайне и на форумах. Среды разные - подход один. Часть 2.

Как показал, возникший в комментариях к предыдущему посту, спор, процесс выведывания можно понимать по-разному. На наш взгляд, главным образом это понимание зависит от того, кто является объектом выведывания (у кого выведывают информацию), и какие отношения связывают объекта выведывания и того человека, который это выведывание осуществляет.

Таким образом, можно с уверенностью выделить две основные ситуации, в которых уместно говорить о применении метода выведывания для целей бизнеса.

Во-первых, выведывать информацию можно у человека, который уже знаком инициатору и у них уже сложились определенные отношения. К примеру, это может быть коллега из компании конкурента, с которым вы регулярно видитесь на каких-либо отраслевых или любых других увеселительных либо спортивных мероприятиях. Зачастую в таком случае общие темы для общения находятся очень быстро, и, в зависимости от личных качеств и характера обоих, беседы могут зайти намного дальше чем «Привет, как дела?».

В этом случае, конечно, следует помнить, прежде всего, о двух вещах:

о том, что вы можете быть для вашего визави таким же объектом выведывания, как и он для вас, и о том, что, не смотря на профессиональное рвение, нужно уважать своего собеседника как человека и не переходить пределы толерантности и этики (которые, конечно же, каждый определяет для себя сам).

Во-вторых, выведывание информации может иметь место тогда, когда инициатор и его объект до момента вступления в контакт были не знакомы. Именно в этом случае идет речь о подходе и его важности, о чем мы говорили в предыдущем посте.

Естественно, что прежде чем приступить к выведыванию, необходимо установить с объектом соответствующий контакт, который поможет приоткрыть психологическую защиту, что в свою очередь создаст возможность того, что визави «сболтнет лишнего». Как мы все понимаем, ослабить психологическую защиту любой человек может перед тем, от кого не ожидает угрозы, а наоборот испытывает некую симпатию или хотя бы общность интересов.

Именно поэтому в процессе выведывания у незнакомого ранее человека такую важную роль играет планирование первого подхода. Это нужно для того, чтобы после первых 2-3 минут разговора собеседник был заинтересован продолжать беседу. В этой связи помочь могу некоторые приемы и методы НЛП.

Например такие как «подстройка». Принято считать, что человек не может «спорить» или негативно относиться к своему «отражению». Как говорят специалисты НЛП, подстройку можно осуществлять по многим факторам (положение тела или поза, манера общения, использование терминов и предикатов речи, заинтересованность одной тематикой и т.д.), главное найти «узкие места», которые смогут расположить к вам вашего объекта.

Очень важна также ситуация, в которой состоится первый контакт с объектом. Учитывая то, что при осуществлении выведывания, одним из главных факторов является сокрытие своего интереса к тем вопросам, которые вы пытаетесь выведать, самой идеальной ситуацией, в которой состоится первый контакт, будет та, когда он сам выступит инициатором (обратиться или заговорит первым).

Целесообразно также подойти выборочно к моменту вступления в контакт. Если это возможно, лучше подобрать время, когда объект наиболее расслаблен (например, вышел на перекур или пьет кофе) или предрасположен к общению.

Что касается планирования самой беседы с объектом, то этот вопрос достаточно неоднозначен. Конечно, любая хорошая импровизация - это хорошо спланированная импровизация, и очень хорошо иметь наготове несколько фраз или путей развития разговора для того, чтобы не терять контроль над нитью беседы. Однако случается и так, что приходиться быстро реагировать на слова собеседника, чтобы упрочить налаживающийся контакт. К примеру, если он обронит фразу о своих увлечениях авиамоделизмом или собаководством.

Говоря непосредственно о самом процессе выведывания, целесообразно вспомнить о «правиле края», которое так хорошо известно советскому разведчику Штирлицу и современным российским специалистам по пиару.

Заключается это правило в том, что людям свойственно запоминать информацию, которая содержалась в начале и в конце сообщения, и забывать, то, что было в середине. Так же и в отношении разговоров, люди больше помнят то, что было в начале и в конце. Следовательно, самые острые вопросы, которые могут демаскировать вашу заинтересованность «закрытой» тематикой следует задавать в середине беседы, а заканчивать фразами на отвлеченные темы. После такого подхода, на вопрос сотрудника службы безопасности компании вашего объекта «о чем разговаривали?», он с уверенностью сможет ответить «О погоде, о симпатичных девушках возле выставочных стендов, о ценах на отдых в Тайланде…»

Будет также гораздо лучше, если в той части беседы, которая касается интересующих вас проблем, вы не будете формулировать свои слова как прямые вопросы. Лучше говорить утверждениями общей направленность, вставлять в них неточности или делать сомнительные заявления.

Фразы должны подразумевать ожидание ответной реплики от вашего собеседника. Хотелось бы также еще раз подчеркнуть строгую необходимость недопущения расшифровки интереса к закрытым темам. Ибо в случае, если ваш объект догадается о том, что с ним ведут игру и пытаются «раскрутить его на информацию», которую он, в принципе, разглашать не должен, он не только закроется и вы потеряете его и как источника информации, и как собеседника… Это также чревато реакцией со стороны службы безопасности компании, в которой работает ваш объект, а также несет определенные репутационные риски в среде, в которой вы общаетесь.

Выведывание в оффлайне и на форумах. Среды разные - подход один. Часть 3.

Многие уже понимают, что общение в Интернете практически не отличается от общения в реале. Более того, общение в Интернете (на блогах и форумах) зачастую несет в себе больше угроз, чем реальная жизнь, для людей, не владеющих специфическим инструментарием.

Одна из классических операций по использованию приемов выведывания на форумах описана Евгением Ющуком со слов его коллеги.

цитата:

Итак...в одной крупной фирме, по одному из направлений деятельности появился злобный конкурент...(постоянно выигрывал сладкий тендер). И условия были явно лучше и откат хороший предлагали, даже пытались заехать по беспределу...ничего не помогало... Выявили, что со стороны конкурента на тендер представляет некая леди Х (53 годочка, но молодилась....)

Были попытки поработать с этой леди Х...без результатно, ну ничего не боялся божий одуванчик...(кстати она была как раз финдиром конкурента). Профильтровали корпоративные адреса ихней почты, установили леди Х...чисто, ну вообще никак в инете не заточкована... т.е. Х@домен.ру есть, а...и больше ничего...

Ну понятно, что если вместо домена запихать что то типа mail, bk, rambler, то может и выстрелить...Блин выстрелило...

Зарегилась наша леди Х на одном из форумов где тусуются крутые (ну это они так считают) манагеры... Почитали ее посты, поглядели профиль...есть зацепка...она когда то работала преподом, а значит по привычке будет поучать...

Зарегили пару домовенков (один умный другой дурак) и втянули ее в диалог...понятно, что дурень наезжает, а умник защищает... потом умник обратился к Х "за помощью", ну та же не могла отказать...и потекла...

Как получить необходимый ответ не мне вас учить...Смысл сводился к следующему...леди Х "выдвала коммерческую тайну"..."А вот мы делаем так то, а мы делаем по другому..." ну в этом духе...

Всю эту переписку по левому слили еешнему начальнику СБ...(он всю жизнь ловил шпиенов) и тут наконец то "поймал"... Две недели СБшник с пеной у рта "убеждал" руководство и убедил...леди Х уволили... Через пять дней мы ее взяли на работу...конкурент загнулся...(она ясен пень наверное до сих пор не сообразила, что произошло).

Операция организована и проведена на очень высоком уровне. Как вы видите, здесь были применены способы аналогичные тем, которые мы описывали в первой части материала о выведывании.

После того, как объект выведывания был изучен: «Почитали ее посты, поглядели профиль...есть зацепка...она когда то работала преподом, а значит по привычке будет поучать...», было принято решение использовать ее «менторский настрой» в отношениях с собеседниками, которые недвусмысленно готовы признать ее превосходство и глубокие знания.

После этого была создана ситуация, которая послужила поводом для контакта с объектом:

«Зарегили пару домовенков (один умный другой дурак) и втянули ее в диалог...понятно, что дурень наезжает, а умник защищает... потом умник обратился к Х "за помощью", ну та же не могла отказать...»

В результате, при условии аккуратного приложения усилий и определенного мастерства в общении с объектом, инициаторам выведывания удалось получить нужную информацию: «леди Х "выдвала коммерческую тайну"..."А вот мы делаем так то, а мы делаем по другому..."»

Таким образом, процесс выведывания на форумах в некоторых случаях еще более легкий в реализации, чем процесс выведывания в реале.

Во-первых, потому что объект не видит инициатора, а, следовательно, инициатор может создать любой образ, который будет способствовать установлению контакта и создать любую ситуацию, в зависимости от предпочтений объекта.

Во-вторых, процесс общения на форумах дает больше времени для обдумывания решений и своих шагов, ибо здесь очень важно - что и как написать.

В-третьих, форум дает возможность использовать в операции по выведыванию и другие «вирутальные сущности», т.е. образы других людей, которые полностью подконтрольны инициатором, с целью подтолкнуть объекта к контакту или определенным высказываниям. И т.д.

Из недостатков можно назвать то, что инициатор в данном случае может только прогнозировать и представлять себе реакции объекта на те или иные шаги. А уровень обратной связи очень низкий.Здесь нет визуального восприятия и нельзя заметить невербальных реакций объекта, которые можно было бы использовать. Кроме того, упомянутый низкий уровень обратной связи снижает также и возможность инициатора управлять ситуацией. Сделав определенный шаг (написав сообщение), инициатору не остается ничего другого кроме как ждать ответа от объекта.

Некоторые люди умеют поддерживать разговор и с легкостью переводить его на любые темы. Такие навыки повышают самооценку, позволяют заводить полезные знакомства и добиваться успехов в делах.

Но как поддерживать разговор, если это не удается, и повисает неловкое молчание? Подобные умения несложно освоить, достаточно знать основные правила общения.

Задавайте открытые вопросы

Чтобы поддержать беседу, избегайте вопросов, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет», поскольку это сразу же заведет разговор в тупик и создаст сложности для дальнейшего общения. Например, вместо того, чтобы спросить, понравился ли фильм, лучше поинтересоваться, что собеседник думает о его сюжете.
Развернутый ответ можно получить, высказывая собственное мнение. Другому человеку обязательно захочется изречь свою точку зрения, в результате чего создастся диалог.

Задавайте вопросы, основанные на ответах собеседника

Как поддерживать разговор с людьми, если он зашел в тупик? Хорошим приемом является использование информации, исходящей от собеседника. Внимательно выслушав его, всегда можно за что-то зацепиться и найти тему для продолжения общения. Если вопрос не приходит на ум, достаточно предложить человеку рассказать о чем-то более подробно.
Главное, не перебивать собеседника и дать возможность ему высказаться, закончить свою мысль, иначе он может подумать, что его рассуждения не интересны, и прекратить их излагать.

Окружающая обстановка – лучшая тема для беседы

Как поддерживать разговор, если он не складывается с самого начала? Лучшей темой для обсуждения станет окружающая обстановка. Например, если вы участвуете в каком-либо общем мероприятии, поговорите о нем. Во время ужина в ресторане можно обсудить атмосферу и интерьер заведения. На вечеринке подходящей темой станет музыка, еда, декорации.

Будьте позитивными

Следует запомнить одну простую вещь: люди любят общаться с оптимистами. Поэтому не нужно постоянно жаловаться на свои неудачи, это только оттолкнет собеседника. Возможно, он хочет расслабиться и забыть о собственных невзгодах, а не забивать себе голову чужими горестями.

Лучше вспомнить о позитивных моментах, можно даже рассказать какую-нибудь веселую историю. Как известно, юмор сближает людей и позволяет найти им общий язык.

Беседа с девушкой

Общение с мужчиной

Женщине при разговоре с мужчиной следует помнить, что представители сильного пола любят, когда их слушают. Правда, понять рассуждения об автомобилях или компьютерах получается не всегда. Как поддерживать разговор с мужчиной в этом случае? Беседу всегда можно направить в нужное русло, зацепившись за что-то знакомое и найдя тему, интересную обоим.

Главное, не перебивать мужчину в момент, когда он увлеченно рассказывает, не критиковать его. Не самой хорошей темой будет обсуждение знакомых. Ее лучше оставить для подруг. Разговоры о диетах тоже желательно не затрагивать.

Беседа в компании

Человек, знающий, как поддерживать разговор в компании, чтобы не получить отрицательное к себе отношение, не будет вступать в бессмысленные споры и критиковать других. Он будет помнить, что каждый оратор старается найти своих слушателей. Именно поэтому, общаясь в компании, постарается выдать собственное молчание за интерес к рассказу. Если же разговор ведут несколько людей, представить себя в качестве интересного собеседника проще - достаточно иногда задавать вопросы, когда возникнет пауза.

Если вы не знаете, как поддерживать разговор на любую тему, займитесь самообучением.
Существует несколько простых рекомендаций.

  1. Практикуйтесь. Старайтесь вступать в общение со всеми, с кем приходится сталкиваться. Это могут быть кассиры в супермаркете, люди в очереди, коллеги. Для общения желательно выбирать людей с противоположными ценностями и взглядами. Это позволит развиваться в различных направлениях и расширять список тем, подходящих для бесед.
  2. Много читайте. Выбирайте литературу разных тематик, поскольку это источники информации, которую в будущем можно обсудить.
  3. Ведите блокнот. Записывайте в него забавные истории, которые с вами когда-то приключились. Они могут оказаться полезными и стать темой для общения.
  4. Говорите со своим отражением в зеркале. Как известно, актеры именно так и репетируют, почему бы и вам не перенять этот стиль тренировок?
  5. Преодолевайте застенчивость, поскольку во многих случаях именно она и является причиной скованности в разговоре.


Чего не стоит делать?

Как поддерживать разговор и не вызвать к себе негатив окружающих? Существует несколько предупреждений, чего не нужно делать во время беседы:

  • превозносить себя, стараться показать лучше, чем есть на самом деле – такое поведение отталкивает окружающих и создает преграды для дальнейшего общения;
  • быть бестактным – если тема не нравится собеседнику, ее лучше не затрагивать, иначе с вами захотят поскорее закончить общение;
  • использовать грубую, вульгарную речь со сленгом и ненормативной лексикой – это неодобрительно воспримут во многих кругах;
  • выпытывать личные секреты и выкладывать свою подноготную;
  • перебивать собеседника, обрывать его на полуслове – это дурной тон, который может стать причиной завершения общения.

Сарказм и научные изречения на французском языке также не будут оценены по достоинству. Нет смысла стараться казаться умнее. Для приятного общения нужно расположить к себе человека.

Конечно, разговаривать с лучшим другом можно о чем угодно, но и с чужими людьми нужно уметь вступать в диалог. Тем более, что тем для общения предостаточно, стоит только выбрать наиболее подходящую. Уметь не только излагать свою точку зрения, но и выслушать другого человека – обязательное требование для приятной и продолжительной беседы. Если придерживаться этих правил, вопрос, как поддерживать разговор, не возникнет.

Описание методов получения информации путем выведывания детально сделан Чуфаровським Ю.В. в книге "Психология оперативно-розыскной деятельности".

Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы побудить человека к неосознанной выдачи информации в вербальной или невербальной форме сотруднику правоохранительного органа.

Итак, выведывания информации - это процесс побуждение носителя информации к невольным (неосознаваемых) высказываний или действий, которые имеют значение для правоохранительной деятельности. Выведывания реализуется в процессе непосредственного общения между участниками правоохранительной деятельности.

Приемы и способы условно делят на две основные группы, в зависимости от вида реагирования:

Вербальные реакции - побуждение субъекта к речевой репродукции (словесно-репродуктивный способ);

Невербальные реакции - побуждение субъекта к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям (моторно-репродуктивный способ).

Внутри названных способов можно назвать несколько подгрупп конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации путем выведывания.

Словесно-репродуктивный способ выведывания информации

Группа ассоциативных приемов основывается на механизме ассоциативной памяти. Ассоциация - это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет появление другого. Эго-приемы связаны с естественной потребностью защитить свое "Я", свою Я-концепцию, самооценку, самоутвердиться, почувствовать самоуважение, компетентность. Стрессовые приемы адресованные к эмоциональной сферы личности и основаны на естественной потребности человека искать "жилетку" и социальную поддержку в острых ситуациях.

Ассоциативные приемы

Демонстрация конкретного предмета (наглядно-предметное регулирование). Прием демонстрации предмета ориентирован на актуализацию в сознании образов, которые актуализируют в памяти информацию, имеющую значение для правоохранительной деятельности. Конкретными предметами, которые побуждают человека к непроизвольным высказываниям, могут быть личные вещи человека (одежда, предметы туалета, книги и т. п.); предметы, принадлежащие близким связям этого лица, иные предметы, доступные для восприятия; экспонаты выставок и музеев, лозунги и плакаты, объявления и тому подобное. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат. С одной стороны, просмотра фотографий, например, воспроизводит в памяти человека образы прошлого, что хранятся там, а с другой стороны - побуждает к соответствующим конкретных высказываний.

Использование смежной темы разговора (тематического регулирования). Этот прием дает возможность вести целенаправленную беседу и получать информацию без постановки вопросов, путем использования смежной темы. Такая тема оживляет в памяти человека образы из области "запретной" информации по принципу ассоциации. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью, в том числе, различных нейтральных вопросов.

Смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему вивідуванню, потому что в этом случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса. Она также не должна быть и слишком отдалена от основного вопроса, выясняется, потому что это вызывает в памяти массу других образов и может не содержать полезной информации.

Итак, использование смежной темы разговора для получения информации заключается в том, чтобы оживить былые воспоминания, которые хранятся в памяти человека, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить к непреднамеренной и неосознаваемой выдачи соответствующей словесной информации.

Эго-приемы

Использование чувства личной значимости. В целенаправленных беседах может использоваться:

Стремление человека любой защитить собственную точку зрения;

Повысить личную значимость в глазах окружающих.

Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство личной значимости. Обратившись к этому чувство, можно добиться того, что человек, защищая свой престиж, свое "Я", выскажется относительно вопроса, который интересует правоохранительные органы.

При этом стоит учитывать сформированные с человеком отношения. В специфических разновидностей этого приема является: обращение к эгоцентризму и проявление равнодушия.

Обращение к эгоцентрических потребностей. Этот прием предполагает похвалу, лесть, умышленно выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению самого собеседника. Прием особенно эффективен при общении с марнолюбними и честолюбивыми лицами. Обращение к эгоцентризма позволяет установить с такими людьми более тесные отношения и способствует проявлению информационной искренности с их стороны.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание:

Обсудить сведения, которыми он владеет;

Затронуть в разговоре известную лишь ему новость, которой он придает большое значение.

Проявление безразличия к важной информации задевает самолюбие собеседника и тем самым стимулирует к высказыванию дополнительных данных, подтверждающих значимость информации.

Стресс-приемы

Под стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека снижается контроль за своим поведением и высказываниями.

Ввести в определенное эмоциональное состояние можно следующим образом: задать неожиданный вопрос; сделать неточное или ошибочное заявление; сообщить "важные" сведения; показать свою осведомленность в чем-то.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно: 1) привести лицо в раздражение; 2) уличить ее в чем-то, например в неискренности. В первом случае человек может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им понимаются.

Неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора. Оно должно касаться интимных проблем или секретов. Содержание вопрос не должен быть двусмысленным.

Неточная или ошибочная заявление. Если мы намеренно делаем ложную заявление или неверно высказываемся по какому-либо вопросу, у собеседника может возникнуть желание возразить, поправить, уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными лицами, "знатоками", которых раздражает искажение фактов.

Основное правило применения приема: заявление должно быть в основном искренней. Искаженной может быть лишь какая-нибудь несущественная деталь этой информации.

Сообщение важных сведений. Использования сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить полезную информацию.

При подборе "важных" сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические свойства.

Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали информации и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование известными деталями информации, подлежащих выяснению, может создать впечатление полной осведомленности собеседника и побудить его к откровенности.

Моторно-репродуктивный способ выведывания

К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, относятся два приема: предметно-наглядный и создания острых ситуаций.

Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью. На побудительные воздействия предметов, которые демонстрируются, человек реагирует экспрессивными или физическими действиями. Она достаточно хорошо осознает значение предметов, но его выразительные движения осуществляется бессознательно. И именно эти непроизвольные реакции содержат полезную для правоохранителей информацию о возможной причастности лица к фактам, которые исследуются.

Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как природные, так и искусственно созданные.

Люди реагируют на кратковременные, неожиданные или психологически острые ситуации соответствующими экспрессивными и физическими действиями. Сами ситуации осознавались ими хорошо, но моторные компоненты, выразительные движения, отражающие определенные психические состояния, являются неосознанными, и именно они несут в себе полезную информацию.

Для того, чтобы этот прием сработал, создаваемые ситуации должны иметь для объекта личностную значимость.

Экспрессивные и физические действия лица, "привязаны" к конкретным жизненным ситуациям и их последовательное сопоставление позволяет раскрыть действительный смысл выразительных движений. Более того, данные движения являются неосознанными, поэтому степень достоверности віддзеркалюваних в них состояний субъекта и его намерений является достаточно высокой.

Таким образом, использование психологических способов и приемов выведывания информации имеет очень большое значение. Они успешно могут использоваться как в процессе выявления преступной деятельности лица или группы лиц, так и в ходе ее предупреждения и пресечения, а также при проведении предварительного расследования (следственных действий).

Информация, полученная с помощью выведывания носит в основном ориентирующий характер и должна проверяться. Получение информации с помощью выведывания способствует повышению оперативности действий сотрудников, и придает им предупредительного характера.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: