Что такое Десять Заповедей?

Десять Заповедей (עשרת הדברות — Десять Речений, или Декалог) – это заповеди, которые были записаны Творцом на Скрижалях Завета и переданы Моше и всему народу Израиля на горе Синай. После того, как Моше разбил первые скрижали, он получил указание Творца высечь эти заповеди на новых скрижалях.

Какие заповеди входят в Декалог

Вот Десять Заповедей, как они записаны в главе Итро (Шмот, 20:1-17).

  1. «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
  2. «Да не будет у тебя богов других, кроме Меня».
  3. «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту».
  4. «Помни день субботний, чтобы освятить его».
  5. «Чти отца твоего и мать твою».
  6. «Не убивай».
  7. «Не прелюбодействуй».
  8. «Не кради».
  9. «Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным».
  10. «Не домогайся».

Объяснение Десяти Речений

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».

Пишет Рамбам в своей Книге Заповедей, что эта (1-ая повелительная) заповедь — «верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее».  В труде Мишне Тора (Законы Основ Торы, 1:1, 5) он также пишет: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все, что есть; и все существа на небе и на земле, а также что между ними не существует иначе, чем в силу истинности Его существования… Этот Сущий — Бог мира, Господин всей земли. И Он управляет Вселенной силой, которой нет конца и ограничения, силой непрерывной, так как Вселенная находится в постоянном движении, а это невозможно без Движителя; и Он, Благословенный, управляет ею не рукой и не телом. И знание этих вещей – повелительная заповедь, как сказано: «Я Господь, Бог твой»».

«Да не будет у тебя богов других, кроме Меня».

Пишет Рамбам в Книге Заповедей (1-ая запретительная), что этим Тора запрещает верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Творца. А в Мишне Тора (Законы Основ Торы, 1:6) пишет следующее: «И каждый, кто допускает мысль о существовании другого бога, нарушает запрет, как сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Шмот, 20:3; Дварим 5:6), — и отрицает основы веры, так как это фундаментальный принцип, от которого зависит все».

«Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту».

Тора запрещает напрасно класться. Пишет Рамбам (Книга Заповедей, 62-я запретительная): «Имеется в виду клятва, противоречащая реальности (например, в середине дня человек клянется, что сейчас ночь), клятва, подтверждающая существование того, что не может существовать, а также обязывающая преступить какую-либо из заповедей Торы. И еще, если человек клятвенно подтверждает то, что известно всем, – никто в этом не сомневается и никто об этом не спорит, – например, он клянется, что при отсечении головы любое животное умирает, – это тоже “произнесение Имени… попусту”».

«Помни день субботний, чтобы освятить его».

Это заповедь освящать субботу в начале и в конце ее посредством Кидуша и Авдалы.

В главе же Ваэтханан сказано: «Соблюдай день субботний», — это заповедь соблюдать все субботние запреты.

«Не убивай».

Запрет убивать какого-то человека. Самоубийство тоже входит в запрет убивать.

«Не прелюбодействуй».

«Этим речением запрещается вступать в близость с чужой женой» (Рамбам, Книга Заповедей).

«Не кради».

Это запрет похищать еврея и продавать его в рабство. Нарушившему этот запрет полагается смертная казнь.

Об общем запрете воровать говориться в книге Ваикра (19:11): «Не крадите».

«Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным».

Это запрет давать ложные показания в суде.

«Не домогайся».

Запрет желать то, что принадлежит ближнему.

Есть разница между тем, каким словом назван этот запрет в главе Итро и каким в главе Ваэтханан. В Итро (Шмот, 20:17) сказано: «ло тахмод», а в Ваэтханан (Дварим, 5:18): «ло титаве». Оба эти глагола обозначают желание, однако «ло титаве» — это побуждение сердца, то есть намерение, которое существует в сознании человека, а «ло тахмод» — желание, которое выражается в действиях и поступках. Подробно об этих запретах читайте тут.

Разница между первыми двумя речениями и остальными

Говорят наши мудрецы (Макот, 44а), что народ услышал непосредственно от Всевышнего только два первых речения. Когда они звучали, души людей покидали тела. И хотя затем снова вернулись, это очень напугало евреев. Опасаясь, что, слушая речения самого Бога, они умрут, евреи обратились к Моше с просьбой (Дварим, 5:24): «Подойди же ты и слушай всё, что скажет Господь, Бог наш, и ты перескажешь нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш». Моше согласился с их просьбой.

Виленский Гаон объясняет, что эти два стиха корень и основа всей Торы, в то время как «Я Господь, Бог Твой» — корень всех повелительных заповедей, а «Да не будет у тебя других богов» — основа запретительных.

Виленский Гаон пишет: то, что говорят мудрецы, видно из слов самих речений. Так первые два речения сказаны от первого лица, а последующие в третьем лице. То есть первые были восприняты всем народом напрямую от Творца, а последующие уже получены через Моше.

 

Декалог в двух главах — есть ли отличия

Декалог приводится в разных книгах Торы – в книге Шмот в главе Итро и в книге Дварим в главе Ваэтханан. Несмотря на то, что в основном всё идентично, небольшие различия все же есть, о некоторых из них упомянуто выше.

Наши мудрецы (Мехильта) говорят: «Эти версии прозвучали одним речением и были восприняты одновременно».

 

Важность Десяти Заповедей

Десять речений — основа всех заповедей Торы. На это намекает 613 букв, которые они содержат, не считая двух последних слов: לרעך אשר («ашер лереэха» — «что у ближнего твоего»). Эти два слова состоят из семи букв и указывают на семь заповедей, данных всем потомкам Ноаха. Это говорит об их большой важности.

Мишна (Тамид, 5:1) рассказывает о том, что Десять Речений, наряду с чтением Шма, были частью молитвы коэнов в Храме. Однако за пределами Храма наши мудрецы запретили общинам читать их, чтобы люди ошибочно не подумали, будто другие заповеди, кроме этих, нет не так важны (Брахот, 12а).

Запись Десять Заповедей впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+