Величественные горные массивы, реки и озера, долины, поля и луга, девственные леса… Ходишь под жарким солнцем и любуешься всеми этими красотами маленькой Албании- страны, на протяжении столь долгого времени скорытой от всех.

Трудно поверить, что ведь именно этот край, считающийся в мире одним из самых опасных мест, на самом деле стал приютом, домом для сотен евреев.

На протяжении веков евреи жили в Албании занимаясь торговлей, ремеслами, науками, создавали семьи, строили синагоги, жили в мире и достатке, сберегая свои ценности.

historic city of Berat in Albania at night with all lights flashing with white houses gathering on a hill also called city of a thousand windows

1980 год. В древнем городе Саранда археологическая экспедиция, проводя раскопки, обнаружила, возможно, один из главных памятников времен правления Византии – синагогу! Это самый центр города. Здание синагоги украшено мозаикой – целые композиции, интересные орнаменты, насыщенные цвета. Художественные и технические особенности мозаик позволили историкам предположить, что здание относится  примерно ко 2-ой половине 5 века новой эры.

Спустя два десятка лет, с 2002 по 2004 годы, исследования в синагоге Саранды продолжила совместная экспедиция Израиля и Албании. На полу была обнаружена красивая мозаика с геометрическим и цветочно-растительным орнаментом, на стенах – изображения менор. Многочисленные археологические исследования, как и исторические источники, говорят о присутствии евреев на территории Албании как раз приблизительно с 5 века новой эры.

В археологическом музее города Дуррес хранятся старинные иудейские символы. Однако синагога Саранды, безусловно, один из самых значительных еврейских памятников Албании.

Чтобы больше узнать о жизни евреев этой удивительной маленькой страны, я отправилась в ее самые древние города, побывала там и в местных библиотеках, обнаружила старинные документы, всевозможные источники, повествующие о еврейской жизни. Албанские историки пишут, что в 15-18 века – это Османский период – евреи в основном занимались торговлей, медициной, ремеслами, наукой, впрочем, как везде и всегда. Они весьма преуспели в торговле сельскохозяйственными продуктами, успешно торговали зерном, привозили в страну европейские товары, а за рубеж продавали всевозможные ткани: хлопчатобумажные, шелковые, вельвет, парчу, а кроме того мохер, кожу из Бурсы и Стамбула, специи, соль.

В городе Влёра, очевидно, община росла быстрей всего – это город-порт на берегу залива Влёра Адриатического моря. Сюда пребывали евреи из Франции, Греции (о-в Корфу), Италии (Венеции, Неаполя), так что к 1520 году здесь жило приблизительно
2.600 евреев. Интересно, что турки не препятствовали их торговле, так что немало евреев стало богатейшими людьми Албании.

Отношения еврейской общины с местным населением были очень хорошими, проявлений антисемитизма, как в христианских странах в те времена, не было. Мало того, если гражданин города Дуррес пытался навредить еврейской женщине, его сурово наказывали, а если без ее воли осмеливался прикоснуться к ней, ему выкалывали глаз.

И вот еще любопытный факт. Есть данные о деятельности псевдомиссии Шабтая Цви (1666-1676 г.г.), конечно, не среди ортодоксов. Согласно данным архивных документов города Берат, Османское правительство преследовало Шабтая Цви, так что в конце концов он был схвачен и изгнан из Албании. Но прежде, чем изгнать, турки принудили его принять ислам, дав новое имя – Азиз Мехмед.

Однако это все же не помешало «миссии» продолжать давать тайные уроки по иудаизму своим приверженцам. В 1673 году Шабтая Цви снова арестовали. До сих пор ведутся споры, где именно он был захоронен, на территории Черногории или Албании.          

 

В мирной и плодотворной жизни проходили столетия, но 20 век принес сначала облака, а потом и тучи чернее черного!  Над евреями Европы нависли депортация, физическое уничтожение. И албанцы стали помогать евреям, рискуя жизнью, подавая пример человечности и великодушия другим странам. Евреи приезжали в Албанию со всех уголков Европы и Восточных Балкан, зная, что найдут здесь и приют, и мирное небо над головой.

Спасение евреев в Албании стало предметом изучения англо-американских ученых-историков. Свидетельства, документы, собранные в американских и британских архивах, письменные мемуары и аудиозаписи экспедиций воспоминаний самих евреев, выживших после Второй мировой войны, производят неизгладимое впечатление.

10 июля 1935 года издание «Moment» в Польше публикует статью «Евреи приглашаются в Албанию». В ней говорилось, что албанское правительство решило помочь евреям и предоставить все нужные условия для жизни. Очень важно отметить такую удивительную особенность албанского народа, как древний кодекс чести «беса» (это на албанском), означающий поручительство каждого албанца за своего гостя. Кроме того, слово, данное албанцем, должно выполняться несмотря ни на что. Поэтому местное население фактически в национальном масштабе оказалось в ответе за своих еврейских гостей.

Израильский музей «Холокоста» Яд ва-Шем официально признал 63-х албанцев «Праведниками народов мира».

Эти 63 человека проявили небывалую отвагу, мужество, рискуя собой и своими семьями, но все же спасли еврейские семьи, бежавшие от нацистской машины смерти. Именно в Албании проходят дни памяти Холокоста, дабы эта трагедия в мире больше никогда не повторилась.

Люди старшего поколения Албании еще помнят и рассказывают о том большом вкладе, что евреи внесли в антифашистское движение. Часть евреев Берата, к примеру, вступила в Албанскую Национальную Освободительную армию и смело сражалась с партизанами наступательной бригады, принимая участие во всех сражениях армии. В одном таком бою небывалое мужество проявил молодой еврей по имени Яков Бахари и трагически погиб. Другие известные имена совсем молодых еврейских ребят – это Бела и Руди, которые вступили в освободительный батальон “Маргарита Тутулани” и героически сражались с врагом.

Участие евреев в антифашистском движении было замечено  фашистскими властями и они потребовали от албанской префектуры Берата избавиться от 39 евреев, участвовавших, как говорилось в обращении, в «разрушительной организации».

Однако албанцы не исполнили это требование. Многие евреи мученически погибли, защищая албанскую землю. Вот лишь некоторые имена: Солон Конфортит, Йосеф Давид Бивас, Моше Рубени, Альберт Йосеф Ашерович и многие другие (документы 1943-1944 г.г.).

А вот воспоминания некоего Юсуфа К., спасшего еврейские семьи: «Берат стал пристанищем, домом для евреев, куда можно было войти без стука и обрести спасение. Мы приняли наших гостей в своем доме – Якова Давида Ашери и его семью. Наш отец всем известен своим гостеприимством. Он всегда интересовался, нет ли гостей, кого-то, кому нужен ночлег… Гость в доме, как утверждал он, это хороший знак. И вот однажды к нам в дом постучался Яков с женой, детьми, родственниками и близкими друзьями. Мы приняли всех в своем доме. И когда фашисты пришли в город, наши гости думали, что все кончено и что мы выдадим их. Но мы исполнили «бесу», наш отец сказал, что мы не имеем право оставлять наших соседей, мы будем делить одну судьбу! И мы бежали вместе в местечко Камсшит, где и спаслись».

Другая албанская семья вспоминает, как, дав еврейским семьям приют, они получили возможность поближе узнать евреев и оказалось, что эти люди очень отличались от традиционных многовековых европейских представлений о евреях-кровопийцах, разрушителях, нечистых – все это писали в книгах! А на самом деле они благородны, дружелюбны, милосердны, много читают и очень образованы.

В библиотеке города Шкодер мне удалось найти еще некоторые любопытные факты об известных людях. Например, о том, как Альберт Эйнштейн приезжал в Албанию и был принят с величайшим почтением самопровозглашенным албанским королем Зогу в 1931 году, на королевской вилле. Король помог Альберту Эйнштейну получить албанский паспорт, после чего ученый отправился в Америку. Жена короля Геральдине Аппоньи де Надь-Аппоньи, венгерская графиня, в июне 2002 года в своем интервью британскому журналисту рассказала, как Эйнштейн получал паспорт. Это интервью было опубликовано в британском журнале “Style”.

В албанских архивах среди многочисленных документов, исторических источников, хранящих память о пребывании евреев в Албании, находится также значительная часть коллекции звукозаписей американского композитора еврейского происхождения Эрнеста Блоха. Это коллекция дисков, звукозаписей, инструментальных и оркестровых композиций еврейской тематики, среди которых такие, как «Шломо», «Баал Шем», псалмы и многие другие. Эти звукозаписи представляют очень большую историческую ценность и культурное наследие.

Покидая Албанию, я смотрела, как садится солнце за кукурузные поля в окружении сине-зеленых гор-красавиц. А ведь когда-то на эти горы смотрели караваны еврейских семей, с надеждой пришедших на эту землю в поисках новой жизни, и именно в этом месте они обрели спасение и мир.

Албания-орлица – именно так албанцы называют свою землю. Орел, когда приходит время и его клюв изгибается так сильно, что он уже не может больше есть, разбивает старый клюв о скалы и долгое время голодает, пока сформируется и окрепнет новый. Это необходимое условие для новой жизни. Пройдя через боль, голод и муки, эта птица возрождается снова. Этот образ близок и евреям Албании. Пройдя долгий и сложный исторический путь, пережив римское правление, времена инквизиции, придя в Албанию и пожив там под Османским правлением, затем пройдя Вторую мировую войну, строительство коммунизма, время разрушения всех храмов и синагог, – и вот еврейский народ снова жив!

Сегодня в столице Албании, в Тиране, есть синагога и еврейская община, в которой всё помнят, и люди живут, сохраняя ценности Торы, до сих пор идут со своим Богом. Поистине возродились подобно орлице!

Запись Евреи Албании впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+