Пока Израиль и Марокко находятся в процессе установления полноценных дипломатических отношений, стоит познакомимся с еврейскими страницами истории этой мусульманской страны, расположенной на африканском континенте.


1. Древнейшая археология

Когда после разрушения Второго Храма почти 30 000 евреев бежали в Северную Африку, в конечном счете в Марокко обосновались около 2000 человек. Вообще считается, что евреи там жили и раньше, возможно, 2500 лет назад.

Самые ранние из свидетельств еврейской жизни в стране, известных историкам, это два масляных светильника в форме меноры, изготовленные в 3 веке. Они были найдены на месте Волюбилиса, одного из городов Римской империи, расположенного в ее юго-западной части Марокко — сегодня это недалеко от городов Фес и Рабат.

Кроме того, были обнаружены еврейские надгробия, на одних их которых сделаны надписи на иврите, на других — на греческом языке, причем одно из надгробий принадлежит главе местной синагоги.

2. Золотой век толерантности и массовое изучение иудаизма

После первого арабского завоевания в 703 году в Марокко, особенно в Фесе, среди представителей различных конфессий царил дух толерантности. Эта атмосфера притягивала сюда большое число иностранцев, включая евреев, которые внесли значительный вклад в развитие местной экономики.

В старом городе Медина возникла процветающая и яркая еврейская община. Это ознаменовало собой начало золотого времени для местных евреев, которое длилось почти 300 лет, с 9 по 11 века, и стало периодом создания крупных ешив, привлекающих многих желающих и выпускающих блестящих знатоков Торы, среди которых были поэты и филологи. Дружественная атмосфера этого времени оставила заметный отпечаток в марокканской культуре.

Сегодня музей истории местных евреев в пригороде Касабланки — единственный музей иудаизма во всем арабском мире.

3. Темные времена

Один из периодов жестокого преследования евреев в Марокко был во времена правления династии Альмохадов (1121–1269), радикальной мусульманской династии, фанатично стремившейся к устрожению исламских ритуалов и законов. В результате евреи оказались перед неумолимым выбором — обратиться в ислам или умереть, и это вынудило многих стать мусульманами или, по крайней мере, притвориться ими (что было возможно из-за немалого сходства между обычаями евреев и мусульман).

В 1557 году испанский еврейский историк Йосеф а-Коэн также писал о страшных преследованиях, говоря, что «от Танжера, находящегося на северном краю страны, и на 100 км к югу от порта Медия не осталось и следа сынов Израиля».

Более поздние представители династии Альмохадов не довольствовались заявлениями евреев о принятии ислама, и заставляли их носить броские желтые тюрбаны вместо традиционного мужского головного убора, что делало евреев объектами презрения и нападок.

4. Временное пристанище для Маймонида

Известнейший раввин Моше бен Маймон (Рамбам), один из самых плодовитых и влиятельных мудрецов Торы в средние века, 6 лет, с 1159 по 1165 год, жил в Фесе.

Родившись в испанской Кордове, в какой-то момент он был вынужден бежать оттуда со всей своей семьей, чтобы избежать преследований Альмохадами, тогда еще не добравшимися до этой области Марокко. Однако позже из-за тех же злодеев он покинул Фес и двинулся на восток, в Египет.

Именно в Фесе Маймонид, работая врачом у султана, написал свой монументальный 14-томный Кодекс еврейского закона «Мишне Тора» («Повторение Торы»).

Каменный дом, в котором жил великий ученый, стоит до сих пор.

5. Мелла — марокканский еврейский квартал

Первая мелла — квартал, в который принудительно должны были переселиться евреи, была создана в 1438 году в Фесе и просуществовала там до недавнего времени.

Первоначальный предлог поселения в мелле заключался в том, что в Медине находилась могила известного мусульманского святого, из-за чего, согласно царскому указу, всем не мусульманам было приказано переселиться в другие места.

На самом деле слово мелла означает «соль» — новый еврейский квартал был основан на соляных месторождениях. И это был первый из десятков районов, которые из-за того, что евреи в основном были торговцами, превратились в оживленные рынки.

Мелла часто была окружена стеной с укрепленными воротами и обычно располагалась рядом с королевским дворцом или резиденцией губернатора, что позволяло защитить его жителей от весьма вероятных набегов и беспорядков. Подобный добрый жест был связан с тем, что евреи играли жизненно важную роль в местной экономике.

По сей день в той самой первой мелле расположены шумные и оживленные рынки, многие из которых названы в память о некогда существовавшем там еврейском населении.

6. Еврейский премьер-министр

Одним из многих евреев, достигших высочайшего положения в Марокко, был Аарон (Харун) ибн Баташ. Он переехал в Марокко из-за инквизиции, зверствующей в его родной Испании, и поселился в Фесе.

Сначала ибн Баташ был банкиром, служил при дворе султана Абда аль-Хакка и исполнял обязанности его советника, но затем, после продолжительного сотрудничества с двором, в 1464 году был назначен визирем. Заняв это место, он назначил своего близкого родственника, Саула ибн Баташа, начальником стражи и интендантом султанского дворца.

Ибн Баташ обложил население высокими налогами, из-за чего мусульманские проповедники, призывавшие к джихаду, обвинили его в отмывании денег простого народа и перенаправлении их налогов на поддержку бедных евреев города. Кроме того, политик был обличён как нарушивший кодекс зимми (немусульманских меньшинств) – он занимал столь высокий пост, передвигался верхом на лошади и подпоясывался мечом, что кодекс, в сущности, запрещал.

В результате проповедники смогли разжечь гнев толпы и направить простых марокканцев на еврейский квартал. Султан и его еврейский визирь были убиты, а из всех проживавших в Фесе евреев остались в живых лишь те, кто выразил желание принять ислам.

7. Светочи Каббалы

Марокко был домом для ряда величайших каббалистов еврейского мира, включая рабби Хаима ибн Атара, также известного как Ор а-Хаим («Свет жизни») — из-за написанного им одноименного каббалистического комментария к Торе. Рабби Авраам бен Мордехай Азулай (ок. 1570–1643) тоже жил в Марокко, был выдающимся мудрецом и написал комментарий к книге Зоар.

Среди мест, где сегодня стремятся побывать еврейские путешественники в Марокко, самой посещаемой стала гробница предка Ор а-Хаима рабби Йеуды ибн Атара, который был главным раввином Феса (1655–1733). Святой и набожный человек, он был известен как чудотворец и уважаем как евреями, так и мусульманами, отказавшимися принимать зарплату от общины и оказывающими ей помощь безвозмездно.

Рассказывают, что однажды рабби Йеуда был заключен в тюрьму и должен был пребывать там до тех пор, пока еврейская община не заплатит огромный выкуп за его освобождение. В какой-то момент правитель даже решил бросить раввина в ров со львами. Однако вместо того, чтобы наблюдать за страшной картиной, охранники стали свидетелями чуда: мудрец тихо сидел на земле и продолжал свои занятия, а львы почтительно сидели вокруг него.

Как только об этом сообщили властям, раввин мгновенно оказался на свободе, а правитель даже выказал ему свое почтение.

8. Защищая своих евреев

Как известно, Марокко был французской колонией и во времена Второй мировой войны получил от союзничавшей с нацистами вишистской Франции ряд антисемитских указов. Однако в 1941 году султан Мохамед V отказался депортировать 250 000 марокканских евреев в Европу, где их ожидала бы верная смерть.

Несмотря на стремление спасти еврейскую общину, в Марокко все же вступили в силу некоторые антисемитские законы, например, евреи, работавшие в колониальной администрации, а так же врачи, банкиры, фармацевты, журналисты, учителя, медсестры и многие другие были вынуждены покинуть свои рабочие места.

7 ноября 1942 года в рамках операции «Факел» американские войска высадились на берегах Марокко и взяли страну под свой контроль.

9. Самая большая еврейская община в мусульманском мире

В 1948 году, до того, как большинство еврейского населения Марокко перебралось в Израиль, местная еврейская община насчитывала 265 000 человек, что делало ее самой большой в мусульманском мире. Это можно объяснить тремя причинами.

Во-первых, с этих территорий не было тотальных гонений. Во-вторых, туда приехало большое число испанских евреев, спасающихся от инквизиции в 1492 году. И, наконец, за исключением периода правления Альмохадов, марокканские евреи не были насильно обращаемы в другую религию и получали от правителей защиту в обмен на регулярную выплату пошлин.

10. Создание Государства Израиль

В 1948 году создание еврейского государства было встречено беспорядками в северо-восточных городах Уджда и Джерада, тогда от рук местных мусульман погибли 43 еврея и около 150 получили ранения. Это побудило евреев бежать из страны.

В 1961 году Израиль начал операцию «Яхин», названную в честь одного из столпов Храма Соломона, чтобы помочь местным жителям репатриироваться в Святую Землю. И к 1964 году более 97 000 евреев покинули Марокко, в основном переселившись в Израиль, где сегодня проживает уже почти миллион евреев марокканского происхождения.

Однако и сегодня еще в Марокко проживает порядка 2500 евреев, которые в основном обосновались в Касабланке, крупнейшем и самом густонаселенном городе страны. У общины хорошие отношения с королем Мохамедом VI, который поощряет религиозную толерантность между представителями разных конфессий.

В Марокко есть десятки древних прекрасно сохранившихся и действующих синагог.

Источник статьи

Запись Евреи в Марокко: 10 интересных исторических фактов впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+