Великий потоп (называемый в еврейской традиции мабуль) был послан Всевышним на в 1656 году от сотворения мира (2105 г. до н. э.), чтобы стереть с лица земли свернувших с истинного пути людей, погрязших в грехах. Единственными оставшимися в живых были Ноах, его семья и представители всех животных, которые смогли найти убежище в специально построенном по наставлению Всесильного ковчеге.

Эта история подробно рассказана в книге Берешит, главах 6-11, которые составляют недельную главу Ноах.(1)

 

Мир до потопа

В мире до потопа царили изобилие, здоровье и процветание. Средняя продолжительность жизни человека тогда составляла сотни лет, а климат во всем мире был умеренным и приятным.(2)

К сожалению, человечество на фоне такого комфортного и блаженного образа жизни отвернулось от Создателя мира и развратилось. За исключением нескольких отдельных личностей,(3) общество погрузилось в пучину греха, и вся земля наполнилась воровством, убийствами, идолопоклонством и кровосмешением. Все эти бесчинства достигли пика в 1536 году от сотворения мира (2225 г. до н.э.), и тогда Всевышний впервые дал людям знак, что их поведение может привести к серьезнейшим последствиям, и дал Он его через Ноаха.

 

Ноах строит ковчег

Тора говорит нам, что Ноах, потомок Адама и Хавы в девятом поколении, несмотря на царящие в то время нравы, был поистине праведным и честным человеком. А потому именно его Бог выбрал, чтобы сообщить о своих планах через определенное время искоренить человечество из-за всех людских злодеяний, и поручил ему построить ковчег, в котором сам Ноах и его семья должны были укрыться. Так же в ковчег должны были зайти по несколько существ каждого вида (кроме рыб, которых, благодаря их жизни под водой, никак не коснулся покрывший лик земли разврат, а потому во время потопа они остались невредимы): по одной паре представителей от каждого некошерного вида животных и по семь пар (или четырнадцать(4)) от каждого кошерного вида.

Бог дал Ноаху точные указания о том, как должен строиться ковчег. Он должен был быть сделан из дерева гофер(5) и запечатан смолой как изнутри, так и снаружи. Ковчег должен был состоять из трех этажей: верхний для Ноаха и его семьи, средний для животных, а нижний для отходов. Размеры ковчега планировались как 300 локтей (примерно 150 метров) в длину, 50 локтей в ширину и 30 в высоту. Свет в ковчеге должен был исходить от цоара, который являлся либо окном, через которое свет проникал снаружи, либо сияющим драгоценным камнем.

Строительство ковчега было трудоемким по многим причинам и заняло 120 лет, но у того была особая цель: процесс выращивания деревьев, вытачивания деталей и сборки самого сооружения не должен был остаться незамеченным для людей, которые жили вокруг Ноаха. Позволяя зрителям следить за своими действиями, Ноах должен был рассказывать им о надвигающемся бедствии и таким образом побуждать к раскаянию. Но, к сожалению, люди к тому времени уже настолько привыкли к греху, что покаяния так и не произошло.

И наконец в 1656 году (2105 г. до н.э.) наступил день, когда все изменилось.

Потоп

На семнадцатый день еврейского месяца Хешвана начался дождь. Кроме этого, из глубины земли стали бить струи горячей воды, от которой исходил пар. Ливень продолжался в течение сорока дней и сорока ночей, пока весь лик земли не было полностью покрыт водой. Ее за это время прибыло столько, что даже от вершин самых высоких гор до поверхности воды оставалось 15 локтей.

Наконец, дождь утих, но вода продолжала оставаться на том же уровне еще в течение 150 дней. По прошествии этого периода уровень воды медленно начал снижаться, и в какой-то момент ковчег опустился на гору Арарат.(6)

Чтобы определить, ушла ли вода с поверхности земли, Ноах послал на разведку ворона, но птица не стала улетать далеко и просто облетела ковчег. После этого Ноах решил отправить голубя, и делал это трижды. В первый раз, когда голубь покинул ковчег, он вернулся без каких-либо результатов. Во второй раз он прилетел с веточкой оливкового дерева в клюве, указывая на то, что на земле постепенно начали расти новые деревья. В третий и последний раз голубь так и не вернулся, и стало очевидно, что он смог найти пристанище за пределами ковчега.

Наконец, в первый день еврейского месяца Тишрей 1657 года (2104 г. до н. Э.) вода сошла. Спустя почти два месяца, двадцать седьмого Хешвана, земля полностью высохла, позволив Ноаху и остальным обитателям ковчега выйти из него.

Общее время, которое Ноах с семьей провел в ковчеге, составило 365 дней (один солнечный год, один год и 11 дней по лунному календарю).

 

Потоп: этапы

Ниже приводится хронология Потопа, о которой мы знаем благодаря Торе и расчетам Раши:(7)

17 Хешвана (середина осени): Ноах с семьей и животными заходит в ковчег; начинается дождь.

27 Кислева (начало зимы): Дождь закончился на сороковой день; начинаются 150 дней ожидания; мир покрыт бурлящей водой.

1 Сивана (начало лета): Вода успокаивается и начинает постепенно уходить со скоростью один локоть за четыре дня.

17 Сивана: Дно ковчега, находящегося под поверхностью воды на 11 локтей от общей высоты судна, опускается на вершину горы Арарат.

1 Ава: Из воды появляются горные вершины.

10 Элула (конец лета): Сорок дней спустя Ноах открывает окно ковчега и отправляет ворона.

17 Элула: Ноах отправляет голубя первый раз.

23 Элула: Голубь вылетает второй раз и возвращается с ветвью оливкового дерева.

1 Тишрея (начало осени): Голубь летит третий раз. Вода сошла.

27 Хешвана: Земля полностью высохла. Ноах, его семья и все обитатели ковчега выходят наружу.

(Эта хронология соответствует мнению мудреца Талмуда Рабби Элиэзера. Согласно интерпретации Рабби Йеошуа, Потом начался 17 Ияра (весной), и все вышеприведенные даты должны быть перенесены на шесть месяцев вперед.(8))

 

Жизнь в ковчеге

Жизнь в ковчеге не была простой. Мидраш рассказывает, что во время своего долгого пребывания в ковчеге Ноах и его семья едва успевали поспать, так как весь год они были полностью погружены в заботы о кормлении животных и птиц и об остальных их нуждах. Каждому животному необходимо было давать определенный тип еды и в определенное время – у всех было разное “расписание” и индивидуальное меню, и так же важно было следить за чистотой.(9)

Огромная рабочая нагрузка и повышенное давление привели к тому, что Ноах начал кашлять кровью. Более того, Мидраш говорит, что однажды он задержался с тем, чтобы принести еду льву в назначенный час, и сердитое животное напало на Ноаха.

Если немного задуматься, то становится очевидно, что для человека, жившего до потопа, строительство судна такого огромного размера – 125х25х15 метров – безусловно является архитектурным достижением и требует очень многих усилий. И все же, при всем невероятном величии сооружения, мы понимаем, что оно неадекватно для предназначенной цели – обеспечить убежище для представителей каждого вида животных, птиц, рептилий и насекомых, живущих на земле. Абсурдно думать, что в ковчеге размером с полтора футбольных поля могут поместиться почти миллион видов животных.

Как же один ковчег мог укрыть в себе такое количество живых существ, не говоря уже о том, какое огромное количество пищи требуется, чтобы все они оставались сыты в течение года? Согласно одному из комментариев, отдельным чудом, связанным с ковчегом, было то, что по своей сути он являлся намного более вместительным, чем могло показаться снаружи – подобного рода чудеса мы встречаем в Танахе несколько раз.(10)

(Может возникнуть справедливый вопрос: зачем же тогда необходимо было строить ковчег таким большим и особо укрепленным, если Всевышний все равно собирался совершить чудо? Отвечают наши мудрецы, что было важно для того, чтобы поколение потопа обращало на строительство большее внимание.)

Так же только Божественное чудо может объяснить тот факт, что хищники в ковчеге могли сосуществовать в одном помещении с теми, кто обычно является их добычей. Хасидские мудрецы поясняют, что в ковчеге Ноаха царила идиллия времен будущего Искупления, времен Машиаха, когда(11) «И волк будет жить (рядом) с ягненком, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их..»(12)

 

Последствия и наставление потомкам

Выйдя из ковчега, Ноах воздвиг жертвенник и принес в жертву Всевышнему нескольких кошерных животных и птиц. Бог пообещал никогда больше не искоренять все человечество. С этой целью Всесильный установил завет с Ноахом и его потомками, и он в качестве знака союза дал людям радугу. «Всякий раз, когда человечество будет вести себя недостойно, – сказал Бог Ноаху, – и Я начну задумываться о том, что хотел бы полностью уничтожить зло с лица земли, Я явлю в мире радугу, которая появиться среди облаков. Это напомнит Мне Мой завет, и я не дам своим мыслям материализоваться».

После потопа Всевышний снова повторяет людям заповедь плодиться и размножаться. Кроме того, Бог дает Ноаху и его потомкам разрешение употреблять в пищу животных (при условии, что животное будет предварительно убито), что было запрещено до этого момента – до потопа люди были вегетарианцами.

Через несколько дней Ноах посадил виноградник и сделал из его плодов первое в истории человечества вино. Не зная, каким свойством оно обладает, Ноах быстро опьянел, не смог контролировать себя и уснул обнаженным в своем шатре. Когда сыновья Ноаха это обнаружили, двое из них, Шем и Йафет, приложили все усилия, чтобы прикрыть наготу своего отца и сделать это в максимально уважительной форме, а их брат Хам со своим сыном Ханааном никоим образом не помогали и только смеялись. Протрезвев от хмельного и узнав, что произошло, Ноах проклинает Ханаана, говоря, что тот будет рабом среди своих братьев, а затем отдельно благословляет Шема и Йафета (самого Хама Ноах проклясть не мог, потому как прежде тот уже получил благословение, а, значит, обладал особым статусом поэтому наказание коснулось лишь потомков Хама, начиная с его сына).

Следующее после потопа бедствие произошло через несколько поколений, и это было разделение человечества на разные языки и рассеяние по всей земле. В 1996 году от сотворения мира (1764 г. до н.э.) в долине Вавилона собралось множество народов. Их общей целью было бросить вызов Богу, для чего они начали строить город, а в его центре высокую башню – Вавилонскую башню, – которая должна была достичь небес. И тогда Всевышний разделил все человечество на группы, говорящие на разных языках, чтобы люди перестали понимать друг друга. Не имея возможности общаться и работать вместе, они отступили от своих планов, и Бог рассеял их по всему лику земли.

 

Другое видение потопа

На первый взгляд, потоп, казалось, был проявлением сильнейшего Божественного гнева. Но Каббала учит, что самая основная энергия, идущая от Всевышнего – это милосердие, доброта и сострадание. Гнев несовместим с духовностью. А это значит, что в рассказе о потопе есть нечто гораздо более возвышенное.

Хасидские мудрецы описывают потоп как процесс очищения. Дожди потопа сравниваются с ритуальным бассейном – миквой, воды которого духовно очищают того, кто в них окунается. Мир так же получил духовное очищение, установив курс человечества на путь надежды и целеустремленности. И так же, как миква должна быть размером 40 сеа (древняя мера объема) воды, так и дожди потопа продолжались в течение сорока дней.(13)

 


Сноски

  1. Если не указан иной источник, то материал почерпнут из этих глав и комментариев на них.
  2. См. Берешит Раба 34:11. Мидраш Танхума, Берешит 12. Комментарий Сфорно на Берешит 8:22.
  3. См. Маймонид, Авода Зара 1:2.
  4. См. Сифтей Хахамим на Берешит 7:2, комментарии Рабби Авраама ибн Эзры на Берешит 6:19 и Нахманида на Берешит 7:8-9.
  5. Неясно, с каким из известных в наше время деревьев можно соотнести гофер. Среди вариантов – кипарис, самшит, тик, бразильское дерево и сосна (см. Зоар Амар, Цимхей ха-Микра, стр. 198-199).
  6. Принято идентифицировать упомянутую в Торе гору с двумя пиками горы Арарат, известными как Большой Арарат и Малый Арарат, расположенными на границе Турции и Армении (см. рав Арье Каплан, Живая Тора, Берешит 8: 4).
  7. Для альтернативного взгляда см. комментарий Нахманида на Берешит 8:4.
  8. См. комментарий Раши на Берешит 7:11 and 8:5.
  9. Мидраш Танхума, Ноах 2 и 9.
  10. Комментарий Нахманида на Берешит 6:19, Кли Якар на Берешит 6:21.
  11. Йешаяу 11:6.
  12. Ликутей сихот, том 25, стр. 29-30.
  13. Тора Ор 8c-d.

Запись История Ноаха, его ковчега и потопа впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+