Противник, выходящий против нас во время молитвы, не только путает мысли, — он вторгается и в чувства. Может внезапно пробудиться голод, и мысли переключаются на еду; приходит страх, — и в голове картины мировых катаклизмов, беспокойство за родных, о здоровье, неуплаченных долгах. Противник подсовывает тьму самых пёстрых чувств, только не те, что требуются в молитве.

Как же удостовериться, что молитва «Амида» прошла правильно и сосредоточенно? Ответ: если удалось прочувствовать двадцать разных чувств, соответствующих двадцати частям, из которых состоит молитва.

Спрашивается: «А существует ли вообще возможность возбудить в себе какое-либо нужное чувство? И, тем более, двадцать разных чувств?

Если человек сейчас, в данный момент, «должен» испытывать радость, как это вызвать искусственно? Где та кнопка, на которую нажимают, чтобы «нужное» чувство появилось? Ах, если б уметь пробуждать в себе «нужные» ощущения, мы бы сказали, что умеем молиться!

Как ни странно, это — как раз то, что требуется! Молитва  бекавана, к которой мы стремимся, не замыкается на понимании значений каждого из слов. Нас, прежде всего, интересуют чувства, пробуждённые этими словами.

Вызвать их — задача не простая, но разрешимая.

Почему, порой до слёз, нас трогает прочитанный рассказ? Это бывает, когда человек, принимая близко к сердцу чужие переживания, ясно представляет происходящее, и воспринимает прочитанное так, словно это происходит с ним самим. Слова вызывают в воображении образ, а он, в свою очередь, заставляет сопереживать. Хороший писатель описывает происходящее так, что мы вживаемся в текст…

Но как это соотнести с молитвой?

Представим себе человека, проходящего мимо окна многоэтажной больницы. Доносится  плач. Заглянув в окно, человек видит тяжело страдающего больного в окружении родных, не могущих сдерживать рыдания. Этот маленький кусочек чужой боли заставляет понять происходящее за каждым из многочисленных окон больницы. Сколько мук и страданий сконцентрировано в этой большой коробке. Если перед произнесением благословения: «Лечи нас, Всевышний, и мы исцелимся», представить себе эту больницу и вздохи, вырывающиеся из каждого окна, не составит никакого труда глубоко ощутить значение этого благословения.

Хофец Хаим советует перед каждым благословением на несколько мгновений задуматься и ясно представить суть просьбы, направляемой к Всевышнему.

Но это ещё не всё. Ясности мысли должно сопутствовать соответствующее чувство. Чтобы отыскать его, требуется внешний рычаг. Найти его поможет следующий совет. К каждому благословению важно подготовить некий ассоциативный ряд или просто символ, способный вызвать в воображении живую картину, пробуждающую нужное чувство.

Поясним на примере.

Если перед благословением о Иерусалиме, человек представит себе Стену Плача с золотым куполом арабской мечети над ней, если на секунду услышит треск надрываемой в знак траура одежды, благословение будет произнесено с нужным чувством. Враг, желавший загнать мысли в другом направлении, окажется побеждённым.

стена плачаОтыскать подходящие символы не трудно. Каждому благословению найдётся соответствующий образ. Пусть, поначалу, он окажется не точным. Это не страшно. Можно всё поменять. Но результат почувствуем сразу. В молитве о выздоровлении, сострадание к больным станет отчётливей. Просьба о восстановлении Иерусалима произнесётся с особенным надрывом.

Если перед благословением «Ашер яцар» на секунду представить себя на операционном столе, благодарность Всевышнему за нынешнее здоровье, станет по-настоящему искренней.

Таков  путь к полноценной молитве. Нельзя полагаться на то, что слова молитвы, сами по себе, пробудят «правильные» чувства. В жизни это выходит далеко не всегда. Большое значение имеет настрой перед молитвой, ясное понимание, что мы хотим сказать, и, главное, как! Мы должны готовиться к молитве, как солдаты к бою. И этот совет универсален.

Запись Как повлиять на чувства во время молитвы? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+