В следующем году в Иерусалиме – Лешана аба бИрушалаим!

Я никогда не забуду, как мой отец, благословенна его память, произносил эти слова в конце каждого Йом-Кипура. Он родился в маленьком местечке в Польше, и звали его Бен-Цион, что означает «Сын Сиона». Это было совсем не общепринятое имя для мальчика, родившегося в диаспоре, для ребенка, у которого почти не было шансов увидеть Святую Землю или стать свидетелем чуда её возрождения как государства для еврейского народа. Но каким-то образом мои дедушка и бабушка были духовно мотивированы на то, чтобы дать своему сыну имя, связанного с величием нашего прошлого и надеждой на наше будущее.

Я — раввин в десятом поколении. После того, как мой отец смог бежать в Америку вместе с нами, своей семьей, на последнем корабле из Европы до начала ужасов Холокоста, он занял пост духовного лидера небольшой общины в Бруклине. Именно здесь, будучи маленьким мальчиком, я стоял рядом с ним, когда он молился. И именно здесь я стал свидетелем истинной святости — силы человеческого сердца, по-настоящему связанного с его Создателем.

Йом-Кипур — это путешествие. Его кульминация — в заключительной части. Мы кричим “Шма Исраэль”. Это основной момент нашей личной связи с Богом. Но мы не забываем нашу национальную мечту и нашу духовную судьбу. И завершаем молитву словами «в следующем году в Иерусалиме».

Каждый год, когда мой отец Бен Цион восклицал эти слова, он каким-то образом, который я не могу объяснить, объединял радость и грусть, экстаз и слезы. Радость была результатом его уверенности в том, что пророческое обещание не может быть не исполнено. Слезы же были признанием реальности: евреи и Иерусалим еще не воссоединились.

Но мы — поколение чудес. Нам дали не только возможность вернуться на нашу историческую родину и создать государство Израиль, но и божественный ответ на наше мольбу о способности служить Богу в святом городе Иерусалиме, и не “в следующем году” , но уже сейчас — остается только купить билет El Al.

Конечно, пожелание быть в будущем году в Иерусалиме всегда означало не только физическую реальность; оно выражало надежду на полное духовное искупление, с восстановленным Храмом и изменившимся миром, который признает реальность Бога и его особые отношения с еврейским народом. Но буквально эти слова передавали мечту о первом этапе эпохи Машиаха.

Несколько недель назад мы прошли еще одну главу в этой замечательной истории. Наконец, Соединенные Штаты Америки выполнили свое обещание. После нескольких лет отсрочки мандата Конгресса, опасаясь ухудшения отношений с арабским миром, Америка перенесла свое израильское посольство в Иерусалим. Израиль больше не является единственной страной в мире, которой отказано в праве выбирать свою собственную столицу. Трехтысячелетняя несправедливость наконец была исправлена, и царь Давид должен радоваться на небесах, поскольку самая могущественная нация в мире сегодня признает статус его святого города.

Теперь еще больше, чем когда-либо, важны посыл и смысл  слов «в следующем году в Иерусалиме» — потому что нам срочно нужно напомнить, чтобы мы не повторили непостижимую историческую ошибку.

В 1967 году Израиль подвергся нападению со стороны своих арабских соседей. Все они вместе противостояли Богу Израиля. По сей день военные планировщики в Вест-Пойнте, изучающие Шестидневную войну, просто не могут понять, как тогда Израиль смог победить. Чудо достигло апогея, когда десантные войска вновь завоевали старый город, а также место двух древних храмов. Никто не может забыть тот момент, когда рав Горен поспешно взял шофар и взорвал его звуком долгого трубления, который евреи ассоциируют с приходом Машиаха.

Переданные по радио слова военачальника Мордехая Гура «Храмовая гора в наших руках!» были переданы по всему миру и вошли в собрание национальных символов государства Израиль.

Действительно, настал момент, когда настало время сказать «В этом году в Иерусалиме».

А потом все изменилось. От эйфории освобождения и ликования мирового еврейства при восстановлении своего священного места было провозглашено нечто, полностью изменившее духовный смысл момента.

Всего через несколько часов после того, как главный военный раввин Шломо Горен протрубил шофар и произнес благословение Шегехеяну у западной стены, генерал Моше Даян приказал своим войскам немедленно снять израильский флаг, который подняли десантники на горе. Второе действие Даяна состояло в том, чтобы освободить территорию от десантников, которые должны были постоянно оставаться на северной части горы. Указ, который вызвал радостное удивление в мусульманском мире и непостижимый шок среди только что победивших израильтян, вышел, запретив евреям молиться в том самом месте, на которое весь народ физически, эмоционально и мысленно направлял свои молитвы с момента своего изгнания.

Триумфальный крик Мордехая Гура «Храмовая гора в наших руках!» был актуален лишь на короткое время. Предоставляя мусульманам религиозную власть над Храмовой горой, Даян считал, что так он снял напряжение палестинского национализма. И теперь мы знаем, насколько он ошибался.

Действительно, даже когда еврейское государство любит похвастаться тем, что каждый гражданин пользуется свободой вероисповедания и свободным доступом к святым местам, это утверждение все же неверно для одной группы людей: израильские силы безопасности неоднократно ограничивают осуществление этой возможности только тогда, когда вопрос касается евреев.

Свобода вероисповедания — настоящее сокровище для американцев. Для них настоящий шок узнавать, что, когда небольшие группы евреев находятся в святом для себя месте, они под угрозой штрафа и/или тюремного заключения внимательно следят за тем, чтобы не совершить страшное преступление: вознести молитву самому Богу, который сделал возможным чудо еврейского возвращения на родину.

Можем ли мы быть виновными в повторении этой же ошибки в будущем?

В отличие от поколений прошлого, наше стремление к физическому Иерусалиму было полностью выполнено. Однако древняя молитва еще должна быть написана так: «В следующем году в Иерусалиме».

Мы стремимся к полному духовному восстановлению Иерусалима. И должны понимать, что то, чем мы обладаем сегодня, может быть погублено завтра. Наша молитва должна быть произнесена теми же словами — но с другим смыслом.

«Не только в этом году, но и в следующем, и все дальнейшие годы в Иерусалиме».

Ни мы, ни наши враги никогда не должны забывать об этом.

 

Запись В следующем году в Иерусалиме? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+