Что такое Халица?

Халица́ (חֲלִיצָה) – это процедура освобождения бездетной вдовы от обязанности выйти замуж за брата покойного мужа.

Общие сведения

Согласно законам Торы, вдове мужчины, который умер, не оставив потомства и у которого есть братья, запрещено выходить замуж за другого мужчину, пока один из братьев мужа (т.е. ее деверь) не исполнит заповедь ибум[1] или халица[2]. Если у ее покойного мужа нет братьев: никогда не было или были, но умерли, ей разрешено выйти замуж без ибума и халицы.

Суть заповеди ибум заключается в том, чтобы брат усопшего женился на его вдове. И, хотя жена брата в обычной ситуации входит в число женщин, на которых запрещено жениться, в рассматриваемой нами ситуации не только разрешено построить семью со вдовой брата, но тот, кто это делает, исполняет важную заповедь.

В случае отказа от этого брака хотя бы одной из сторон, а в некоторых случаях, когда по закону запрещено исполнить заповедь ибум, Тора предписывает исполнить обряд халица, которая разрывает зависимость явамы от явама и дает ей право выйти замуж за любого другого, разрешенного ей по законам Торы мужчину. Хотя так же, как и ибум, халица является заповедью Торы, при возможности предпочтительнее исполнить заповедь ибум. Заповеди ибум будет посвящена отдельная статья. В данной статье речь пойдет о заповеди халица.

Объяснение слов Святого языка, связанных с заповедью халица

Слово «ибум» происходит от слова «явам», которое на Святом языке означает «деверь», брат мужа. Перевод слова «явама», как нетрудно догадаться, – «невестка», вдова покойного брата.

Ибум — это создание явамом семьи с женой его покойного брата, умершего, не оставив после себя детей[3].

Слово «халица» образовано от слова «лахлоц» — «обнажить», в нашем случае: «разуть», «снять обувь». Такое название связанно с тем, что во время церемонии халица явама снимает ботинок с ноги явама.

«Халуца» — это явама, которой сделали халицу.

Источник в Писании

Сказано в Торе: «Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, не выйдет жена умершего за чужого человека, не являющегося членом семьи: явам должен войти к ней и взять ее себе в жены и исполнить заповедь ибум. И первенец, которого она родит, будет продолжением имени его усопшего брата и не сотрется его имя из народа Израиля. Но если не захочет этот человек взять яваму свою, то пусть взойдет явама его к воротам, к старейшинам, и скажет: «отказывается мой явам дать продолжение имени брата своего в Израиле, не хочет он взять меня в жены». И вызовут его старейшины города его, и поговорят с ним, а он стоит на своем и говорит: «не желаю брать ее в жены». И подойдет к нему явама его в присутствии старейшин и снимет ботинок его с ноги его, и плюнет перед ним, и возгласит: «так поступают со всяким, кто не хочет установить семью брату своему». И будут называть его в Израиле «семья разутого»»[4].

Законы, связанные с заповедью халица

Если человек, женатый на одной или нескольких женщинах умер, не оставив потомства и у него имеется один или несколько братьев, вдовам усопшего запрещено выходить замуж, пока один из братьев их усопшего мужа не сделает ибум или халицу одной из его вдов.

Под потомством подразумеваются: сын, дочь, внук, внучка, правнук, правнучка и т.д., рожденные еврейкой, даже если они были зачаты в результате запрещенных Торой связей, но не рожденные рабыней или нееврейкой.

Вдова, на которую распространяется заповедь халица, — это еврейка, которая была посвящена в жены усопшему согласно законам Торы. Законы халицы распространяются и на тот случай, когда ее жених умер до того, как они успели пожениться с помощью хупы.

Братом в отношении заповеди халица считается брат по отцу или по обоим родителям, рожденный еврейкой, пусть даже зачатый в результате запрещенной Торой связи, но не рожденный рабыней или нееврейкой. Человек, принявший гиюр, у которого есть биологические братья, даже если они и их мать также приняли гиюр, освобожден от заповеди халица.

Если ни одному из братьев усопшего по закону не разрешено жениться ни на одной из его вдов, в некоторых случаях делают халицу, а в некоторых нет необходимости даже в халице и все вдовы усопшего вправе выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчину.

Если явам хочет исполнить заповедь ибум, а явама не хочет или наоборот, он делает ей халицу, и она вместе с остальными вдовами своего усопшего мужа освобождается от уз явама (им разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им Торой мужчину), но она не получает материальную компенсацию (ктубу).

Халицу должен сделать только один из братьев усопшего. Брат усопшего делает халицу только одной из его вдов. После этого всем вдовам разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчин.

Для исполнения заповеди халица необходимо чтобы с момента смерти брата прошло не менее 90 дней, не считая дня смерти и самого дня совершения халицы. Если к моменту смерти мужа одна из его вдов была беременна, то пока она не родит, всем вдовам запрещено выходить замуж. Если она родит жизнеспособного ребенка, то ей и всем остальным вдовам усопшего разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им по закону Торы мужчину. Если же случился выкидыш или ребенок умер в течение 30 дней после родов, то необходимо сделать халицу.

Право первенства в заповеди халица сохраняется за старшим братом. Если по какой-либо причине он не может или не хочет исполнить заповедь халица, ее исполняет один из других братьев усопшего. На мужчин, родившихся после смерти брата, не распространяется заповедь халица.

Если человек оказался в ситуации, когда у него умерло сразу несколько братьев, не оставив потомства, он должен сделать халицу одной из вдов каждого из братьев.

В некоторых случаях (например, если явам царь или явама царица, или один из них немой, умалишенный, младше определенного возраста и т.д.) заповедь халица не может быть исполнена.

Также и в случае, когда явама не собирается выходить замуж, ей следует сделать халицу, либо согласно Каббале, либо даже по букве закона.

Исполнение заповеди

Делая халицу, у явама и явамы должно быть намерение исполнить заповедь. Эта заповедь может быть исполнена только осознано и с обоюдного желания явама и явамы. Если явам не хочет делать халицу, когда он в этом обязан, по отношению к нему еврейский суд принимает определенные санкции, вынуждающие его захотеть это сделать. Заповедь халица нельзя исполнить с помощью другого человека.

Заповедь халица происходит в присутствии еврейского суда. Должно быть три члена суда и еще два дополнительных судьи, присутствующих при исполнении церемонии, чтобы о том, что произошла халица узнало больше людей. Во время церемонии должно присутствовать также два свидетеля и еще несколько человек так, чтобы вместе с явамом их было не менее десяти. Основные члены суда и свидетели должны отвечать ряду обязательных требований.

Все начинается с того, что явам и явама заранее приходят в суд и заявляют о своем желании исполнить заповедь халица. Судьи педантично проверяют данные, подтверждающие тот факт, что эти двоя соответствуют всем необходимым условиям, которые требуются для того, чтобы они были должны и могли сделать халицу. Так, например, судьи должны доподлинно знать, что у усопшего не было детей, что прошло достаточно времени после смерти, что это действительно его вдова и что это действительно брат усопшего по отцу, который родился до его смерти и многие другие условия, необходимые для того, чтобы заповедь халица была исполнена, как положено по закону.

После проверки всех необходимых данных, судьи собираются за день до проведения церемонии халицы и назначают место, где она будет происходит. Они дают ряд наставлений яваме и яваму, связанных с исполнением заповеди.

В день проведения халицы судьи задают ряд вопросов и дают необходимые рекомендации яваму и яваме с той целью, чтобы заповедь была исполнена наилучшим образом.

Существуют определенные требования, предъявляемые к ботинку, с помощью которого исполняют церемонию халицы: из какого материала он изготовлен, какого он вида, размера, цвета, целый ли он или порванный, какие у него ремешки, крючки и петельки и т.д. Изначально ботинок должен быть собственностью явама. Принято, что в еврейском суде всегда находится ботинок, отвечающий всем требованиям заповеди халица и в случае необходимости на время халицы члены суда дарят его яваму.

Перед халицой явам обувает правый ботинок на ногу и завязывает все ремешки с тем, чтобы явама могла их развязать и снять ботинок с ноги явама, что в общем то и является основным действием рассматриваемой нами заповеди. В отношении того, каким образом должен быть обут ботинок и завязаны ремешки также существуют специальные законы.

После того, как явам обул ботинок как положено по закону, он должен пройти в нем хотя бы два метра, чтобы быть уверенным, что он ему подходит по размеру.

В отношении технических вопросов по проведению, находящихся в месте проведения церемонии существует масса частностей, которые приведены в книгах законоучителей.

Во время исполнения заповеди судьи сидят, а явам с явамой стоят. Явам ставит твердо ногу на пол и явама перед тем, как снять с него ботинок, должна немного приподнять его ногу. Если она правша, она это делает правой рукой, затем перехватывает ногу явама левой и снимает ботинок правой. Если она левша – наоборот. Правше явама разувает правый ботинок, левше – из сомнения оба. О том, как быть в случае, если у явама болит или отсутствует нога, а также по поводу других особенных ситуаций, подробно описывается в книгах законоучителей.

Как точно она должна держать ногу явама и на какой высоте от пола, как она должна развязывать ремешки и снимать с него ботинок, как следует поступать в ситуации, когда у явамы болит или отсутствует рука и прочие частности – все это также разбирается в книгах законоучителей.

После того, как явама разула явама, она поднимает ботинок на некоторую высоту и бросает его с силой на пол так, чтобы он отлетел на большое расстояние. После этого явама плюет на пол перед явамом. При этом явама стоит прямо напротив явама. Даже в отношении того, какая должна быть слюна существуют особые законы. Судьи обязаны видеть все, что происходит.

Судьи читают из написанного текста на Святом языке: «Так поступают со всяким, кто не хочет установить семью брату своему» и явама повторяет за ними слово в слово. Все, что явама произносит во время исполнения заповеди, должно быть произнесено на Святом языке. Необходимо, чтобы явам и явама понимали, что она произносит.

Затем судьи произносят: «И будут называть его в Израиле семья разутого» и слова «семья разутого» повторяют еще два раза. Находящиеся в месте проведения халицы люди громко произносят: «разутый, разутый, разутый».

После халицы судьи пишут халуце документ, подтверждающий, что халица прошла в соответствии со всеми требованиями закона и ей разрешено выходить замуж за кого она посчитает нужным.

Халуце запрещено выходить замуж за коэна. За ребенком, рожденным от такого брака, остаются все обязанности коэна, но он лишен всех привилегий коэнов (халаль).

Халуца получает ктубу и прочие материальные блага из имущества ее покойного мужа, которые ей причитаются по закону по праву вдовы.

После того, как один из братьев усопшего сделал халицу одной из его вдов, всем братьям запрещено жениться на всех его вдовах. Тому брату, который исполнил заповедь халица, запрещено жениться на ближайших родственницах халуцы. Его ближайшим родственникам также запрещено жениться на ней.

Время исполнения заповеди

Заповедь халица не исполняют в темное время суток, в субботу и в канун субботы, в праздники (йом тов) и в канун праздников. Исполняют: во все остальные дни, включая полу праздничные (холь а-моэд), исключительно в светлое время суток.

Халица в наше время

Заповедь халица не зависит от времени и места. Другими словами, в ней обязаны любой еврей и еврейка, достигшие возраста исполнения заповедей (юноши, которым исполнилось 13 лет и девушки, которым исполнилось 12 лет), даже если они живут во время, когда нет Храма и не в стане Израиля.

Заповедь ибум исполнялась в своем оригинальном виде только до времени мудрецов Мишны (порядка 2500 лет назад). С этого времени и далее, когда большинство людей не могло исполнить эту заповедь с правильным направлением мыслей, т.е. иметь в виду дать продолжение роду усопшего брата, мудрецами было принято решение, что не будут делать ибум, а только халицу.

Заметим, что в статье были приведены лишь основные принципы и законы, связанные с заповедью халица. В действительности в ней существует множество частностей и в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина как следует поступать.

Библиография

Помимо уже указанных в тексте источников, для написания статьи были использованы следующие книги: Вавилонский Талмуд, трактат «Йевамот»; «Яд а-Хазака», «Илхот Ибум вэ-Халица»; «Сэфер а-Хинух», заповедь 598; «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», гл.156-176 и комментаторы «Шулхан Аруха» к этим главам.


[1] В некоторых русскоязычных источниках заповедь ибум названа термином «ливирантный брак».

[2] «Кидушин», 1:1.

[3] Рабэйну Йона ибн Джанах, «Шорашим»; Хизкуни, Берешит 38:8; рабейну Палтиэль и Сфорно, Дварим 25:7.

[4] Дварим 25:5-10.

Запись Халица впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+