«И не могли его братья ответить ему, поскольку испугались перед ним».

Берешит (45:3)

Раши комментирует: «Испугались перед ним – от стыда». Здесь требуется пояснение. Ведь «испуг» – это состояние души, связанное со страхом. Когда человек видит разбойника, террориста или хищного зверя, преследующего его, когда слышны страшные звуки, мощные взрывы и т. п. – всё это вызывает испуг.

Но когда у человека возникает чувство стыда, казалось бы, ему не свойственно испытывать боязнь. Если кого-то поймали за непристойным занятием, обычно говорят, что он стыдится этого, но не о том, что он испугался.

Можно предположить, что в отличие от обычной ситуации, стыд, причиненный в тот момент сыновьям Яакова, вызвал у них испуг. Ведь теперь им стало известно, что они не могут полагаться на свой дух святости, как и на то, что Всевышний поможет им. Это вызвало у них стыд, поскольку их представления оказались неверны. Поэтому возник испуг – чувство страха, как у настоящих б-гобоязненных людей, которые боятся, когда им кажется, что согрешили в чем-то.

Получается, что у братьев Йосефа чувства возобладали над разумом. И когда разум подсказал им, что они ошиблись и согрешили, у них возник испуг, страх и боязнь из-за совершенного греха.

Поскольку каждый человек должен говорить: «Когда же мои поступки достигнут уровня поступков моих предков?», ему нужно всю жизнь стараться ставить разум властителем над чувствами – надо бояться греха, а не чего-либо другого. Следуя по такому пути, человек уже может полагаться на Б -га и быть уверенным в Нем во всех своих делах.

Расскажем известную историю.

Во время Второй мировой войны рав Ицхак Зеев из Бриска находился на территории, которую бомбили немцы, взрывы были многочисленными и люди были охвачены страхом и сильно напуганы. Дело дошло до того, что никто не мог спать ночью. Все были наготове со своими мешками в руках, чтобы можно было бежать, как только прозвучит сирена. А рав, как рассказывает его семья, лежал и спал. Всё напряжение вокруг него не имело к нему никакого отношения. Он словно жил на другой планете.

Когда его спросили, как он способен на такое, он ответил, что единственное, что не дает ему заснуть ночью, – это вопросы, поставленные Рамбамом, или одним из его комментаторов или другими ранними учителями. Но как только вопросы в его уме разрешаются, у него больше нет причин, чтобы не заснуть. Бомбы? Кто станет вспоминать, что есть нечто подобное… «Да и вообще», – добавил рав из Бриска, – «что это за вопрос «Как ты способен?» Ведь есть стих из Теилим (3:6), который говорит прямым текстом: «Лег я и заснул». Если уж Писание так говорит, значит, это возможно, причем в любом состоянии. Ведь где ж еще написан этот стих, как не в той главе, что рассказывает о бегстве Давида от Авшалома?» «Следовательно, отсюда мы имеем доказательство», – сказал рав из Бриска, – «что даже в наиболее трудных ситуациях можно лечь и уснуть».

Таково обыкновение б -гобоязненных и совершенных людей, всем сердцем верующих в Б -га. Когда я сделал всё, на что был способен, у меня есть полное право быть спокойным и заснуть даже при опасности новой бомбежки.

Так было и с равом Йосефом Шломо Элияшивом. При тяжелом обстреле восточного Иерусалима иорданским легионом, сотрясался весь дом, и члены семьи просили его, чтобы он спустился на нижний этаж. А он говорил: «Какая разница между нижним этажом и другими? Я сделал то, что должен был сделать сам, а сверх того на мне нет никакой обязанности».
Так нужно поступать во всех ситуациях, возникающих в жизни человека, даже если речь не идет о бомбежках и обстрелах, происходящих рядом с его домом.

Например, человеку нужно записать сына в хедер или в ешиву. В сердце его закрадывается тревога. Кто знает, примут ли его ребенка? Может быть, это место не соответствует душевным качествам сына? Может, стоит зачислить его в другую школу Талмуд Тора или ешиву? Так и ходит человек в мире, охваченный тревогами, и душа его испытывает мучения, страдает от угрызений совести. А жаль.

Что же должен такой еврей сделать? Пусть подумает так: «Я сделал свою часть и теперь я полагаюсь на Б -га, что Он поможет мне и сделает Свою». Такая мысль успокоила бы его и вернула душевное равновесие.

То же самое касается и вопросов заключения брачных союзов. Эти вопросы являются причиной беспокойства для многих семей в Израиле. Когда человек может сохранять спокойствие даже в таких ситуациях, когда у него не получается добиться того, чего он хочет и нет подходящих вариантов, ему не следует отчаиваться. Ему нужно уповать на Б -га всем сердцем и всем своим существом. Благодаря такой уверенности, спасение не замедлит прийти.

Запись Сила уверенности впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+