Жулик ли Зильбер?

В своей книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер пишет о том, как, когда он был заключен в сталинском лагере, у одного из заключенных, который сам был евреем, было любимое высмеивать религиозных евреев, говорить о них всякие гадости.

Рассказывает рав Ицхак:

«Однажды в перерыве сидит он, как всегда, со своей колшанией, среди них — Азат, татарин, карточный шулер. Плохой был человек. Как-то проигравший стал его обвинять в мошенничестве, так Азат разбил ему голову лопатой.

Сидит он и болтает на любимую тему — про евреев. А я ношу воду и, проходя мимо них, слышу обрывки разговора. Кто-то оратору возражает:

—    А вот Зильбер как же? Он вроде не жулик!

—    Тоже жулик. Наверняка.

־ Что-то непохоже.

—    Думаете, честный? По еврейскому закону нельзя бриться лезвием. А он же без бороды!

Тут я удаляюсь и ответа не слышу. Потом узнал: кто-то ему объяснил, что я бреюсь машинкой, — сам, мол, в бане видел.

Опять прохожу с ведрами и слышу:

—    Все равно жулик!

Слушатели:

—    Да в чем?

Он начинает рассказывать про Песах: что хлеб нельзя есть, и так далее.

Какой-то старый татарин говорит ему:

—    В Песах, мы видели, он и еще один еврей ели что-то белое, мацу.

И в следующий раз слышу:

־ Да жулик он, жулик, нечего говорить.

—    Что еще? — спрашивают.

־ А суббота как же? В субботу ведь работать нельзя.

Ему объясняют, что я в субботу воду не ношу, а прошу других. Он смеется:

—    Да ладно вам! Сколько это может продолжаться? Ну, поработают за него субботу, другую. А потом что?

Тут вскакивает страшный Азат, бьет по скамье кулаком и кричит:

— Нет, мы не допустим! Я буду за него работать, другие будут ־ мы не допустим!»

Как объяснить «странное» поведение мошенника?

Ylanite Koppens На первый взгляд, непонятно такое странное, неподходящее для мошенника и столько грубого человек, поведение, которое проявил Азат. Почему его так испугала сама идея, что рав Ицхак не сможет продержаться в соблюдении субботы долгое время? Почему он был готов работать вместо него?

Дело в том, что у каждого человека, каким бы он ни был сам вруном и обманщиком, живет внутреннее стремление к истине. И это – из-за того, что у каждого человека есть святая душа, которая, быть может, и испачкана многочисленными грехами, но все же живет и существует. Поэтому, когда человек видит воплощение истины в этом мире, он зачастую может проявить к ней истинное уважение и даже бороться за нее.

Творить истину ради нее самой

Рамбам пишет (Законы тшувы, 10:2):

«Тот, кто служит Всевышнему из любви, изучает Тору, исполняет заповеди и следует путем мудрости без всякой корысти — не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но творит он истину ради нее самой».

Таким был и рав Ицхак – все, что он делал, он делал не из-за какой-то корысти, из-за каких-то личных соображений, и только из-за того, что он понимал, что это истина, и поэтому ничто не могло быть ему препятствием в его поступках во имя истины. Посторонние люди чувствовали это и умели это уважать.

Запись Почему мошенник любит правду? впервые появилась Имрей Ноам.

Источник

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #israel #израиль

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.
Обнаружив недопустимые или неточные материалы, свяжитесь с нами.
Если вы обнаружили контент с вашего сайта (например, статью, изображение, видео или поврежденную ссылку) и хотите, чтобы он был удален, сообщите нам об этом.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+